С Дарьей Киселевой daria-dolls.ru беседовала Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru. 30 марта 2013.
Все фотографии предоставлены Дарьей Киселевой
...Я всегда любила кукол, но никогда не могла подумать, что антикварные куклы в какой-то момент станут основным делом моей жизни. Я по профессии режиссер и сценарист. И до того, как уйти в декретный отпуск по уходу за ребенком, работала по специальности. Все произошло внезапно, и конец 2009 года для меня стал началом моей большой кукольной эпопеи. Уже в 2011 году вместе с московским коллекционером Натальей Курочкиной я принимала участие в Международном салоне кукол в Москве.
Именно после этого, видя интерес людей к антикварным куклам, я сделала свой сайт, где пишу статьи, рассказываю о событиях в мире антикварных кукол и продаю отдельные экземпляры из своей коллекции. Конечно, мое увлечение заставило меня освоить все тонкости реставрации, ведь без этого не обойтись. Столетним красавицам необходим правильный уход и помощь. Сейчас я занимаюсь реставрацией, но реставрирую только кукол определенного периода – конец 19 – начало 20 века. Это куклы с фарфоровыми головками на кожаных или деревянно-композитных артикулированных туловищах.
DollPlanet.ru рекомендует: старинные куклы Дарьи Киселевой, Натальи Курочкиной и Елены Головановой будут демонстрироваться 4-7 апреля 2013 на международной выставке Moscow Fair в экспозиции "Антикварная Кукла" (справа от входа, стенд №3)

Французская кукла Eden Bebe фабрики Fleischmann & Bloedel
Екатерина Зиборова: Кто Ваша первая кукла, как вы с ней встретились? Каким куклам Вы отдаете предпочтение сейчас?
Дарья Киселева: Дело в том, что антикварные куклы привлекали меня давно, с самого детства. Я видела их в музеях – редкие экземпляры, от которых захватывало дух и воображение рисовало картины обладания этими сокровищами. Я представляла себе игры с этими необыкновенными куклами, мне хотелось шить им наряды, да вообще много чего мечталось… Но мое детство было стандартным: советские и немецкие куклы, на смену которым пришли длинноногие красотки Барби – и всех их я безумно любила! Антикварные куклы случились в моей жизни гораздо позже, когда я уже стала взрослой и, более того, у меня уже появился собственный ребенок – сын Лёвушка. Это был странный период жизни, декрет: с одной стороны – погружение в жизнь малыша, с другой стороны – потеря себя, работы и интересов. И вот тут я увидела первую антикварную куклу в продаже на российском сайте. Меня потряс сам факт, что антикварная кукла продается, мне казалось, что все они давным-давно сидят по музеям или же передаются из поколения в поколение как память о прабабушках-дворянках… Но не тут-то было. Оказывается, что они не просто продаются, а весьма масштабно! Моя первая антикварная кукла была куплена на американском аукционе. Дело в том, что я с детства увлеклась японскими нецке, читала, собирала реплики. И моя регистрация на известном американском аукционе состоялась именно благодаря им. Куклы появились в моей жизни значительно позже. Так вот первой моей куклой был любимый классический Арман Марсель. Самый массовый немецкий производитель! Неудивительно - с его кукол, мне кажется, начинаются все коллекции. Первая проба, так сказать, знакомство с антиками. 370 молд на кожаном туловище.
Я получила посылку. Невозможно словами передать те ощущения, с которыми я ее распечатывала. Трепет, опасения, восторг… Четверо моих котов сидели рядом и наблюдали за мной. И тут я ее достала. Голубоглазая блондинка в белом антикварном платьице, небольшая, серьезная, славная… Я крутила ее в руках, коты толпились вокруг коробки, нюхали… Я была на седьмом небе от счастья! Но тут случилось непредвиденное. Из кожаного тельца посыпались опилки. Тут от счастья обалдели мои коты! Антикварные опилки откровенно снесли им крышу, и они, распушив хвосты, блаженно открыли рты, вдыхая волшебный запах столетней кукольной начинки! Я же впала в депрессию. Что мне делать, я не знала. Я раздела куклу и малодушно начала промазывать трещины на коже клеем «Момент», ничего лучшего в тот момент я не могла придумать. Тут с моей Марсельки соскочил мохеровый парик и в доли секунды скрылся из поля зрения, уносимый в неведомом направлении кошкой Машей… Я растерялась окончательно и почувствовала, что антикварные куклы, наверное, не для меня… Отфотографировав Марсельку, я разместила ее на продажу на одном из российских сайтов. Она была куплена ровно через одну минуту!

Кошка Маша и кукла французской фабрики Jumeau

Кот Максим и кукла немецкой фабрики Armand Marseille, 390 молд
Прошло совсем немного времени, и я не удержалась, повторила попытку общения с антикварными куклами. Только теперь я искала кукол в идеальной сохранности, понимая, что реставрировать их я не умею и, более того, очень боюсь этого процесса, а мои коты фанатеют по антикварным парикам и опилкам…
Клей «Момент», как основное подручное средство, был еще раз использован мною при реставрации антикварных кукольных глаз. Это был последний эксперимент, потому как клей в прямом смысле съел антикварное стекло. Больше я не рисковала. Но с того момента решила, что реставрацией надо заниматься всерьез, изучая литературу, материалы и технологии того времени.
Поначалу я много экспериментировала. Покупала антикварных малышей, кукол-барышень, но, в конце концов, поняла, что моя страсть – bebe, куклы-девочки. Именно они сейчас и составляют основную часть моей коллекции.
Е.З. Расскажите, пожалуйста, о самой необычной, оригинальной или редкой кукле, которая когда-либо проходила через Ваши руки.
Д.К. Я могу сказать, что каждая кукла необычна. Не существует одинаковых антикварных кукол. Даже один и тот же молд отличается росписью, выражением лица и эмоциями. Каждая кукла – со своим характером. И это удивительно! Конечно, если у куклы есть история, это накладывает отпечаток на ее восприятие. Наверное, именно поэтому я могу выделить одну из кукол, которая попала в мой дом. Это кукла моей подруги Саши. Она пролежала много лет у нее на даче и попала ко мне только тогда, когда я освоила реставрацию и всерьез увлеклась старинными куклами.
Эта кукла не была похожа на моих красавиц с фарфоровыми головками. Странный материал, грустные стеклянные глаза, точно не немка и не француженка… Я тогда не смогла сама атрибутировать ее. Я повезла ее к Сергею Романову, историку и исследователю русских кукол. Выяснилось, что материал – русский композит, а сама кукла произведена на Ленинградской фабрике игрушек. Уже после Сашина бабушка рассказала мне историю этой куклы. Она вместе с семьей пережила блокаду Ленинграда, уцелела в бесконечных переездах и сохранилась в блокадном городе, пока семья была в эвакуации. Одна из ее маленьких хозяек – Тамарочка погибла в блокаду, а Ирочка, теперь уже восьмидесятилетняя Ирина Анатольевна, Сашина бабушка, сохранила эту историю и донесла ее до нас. Я отреставрировала эту куклу, которую, кстати, в память о сестренке Ирина Анатольевна зовет Тамарочкой, и, глядя на нее, все время испытывала особенные чувства – сколько она видела, сколько она знает, и ей, наверное, до сих пор снятся блокадные сны, от того ее взгляд так смирен и печален.

Русская кукла Тамарочка, пережившая блокаду Ленинграда
А еще в моей жизни случались куклы-мечты, которые попадали ко мне вопреки всем жизненным перипетиям. Я даже стала усматривать в этом некую закономерность. Ведь не только мы выбираем антикварных кукол, я с уверенностью могу сказать, что и они выбирают нас. И какие подчас непредсказуемые хитросплетения судеб складываются на этом пути! Ну, например. Я увидела куколку неизвестной фабрики, раннюю, неатрибутированную и очень дорогую. Я в нее влюбилась в первую же секунду и начала копить деньги. Нежный ребенок с белокурыми волосами, беззащитный и наивный. Я жила и мечтала о встрече с ней. Но, когда я накопила нужную сумму, продавец мне сказал, что кукла зарезервирована и уезжает к новому хозяину в один из Американских Штатов. Это был настоящий удар! Почти год после этого я искала такую же куклу, но ничего не могла найти… И тут мне приходит письмо, представляете, спустя год, из которого я узнаю, что моя кукла-мечта не приглянулась новому хозяину (а может, он не приглянулся ей) и продавец готов отправить куклу мне в Россию! Так мы встретились… И эта история не единична. Есть особенные куклы, которые идут своим путем, может быть, именно для того, чтобы потом становиться самыми любимыми.
Та самая кукла-мечта, которая приехала ко мне спустя год. Неизвестный производитель, белтон-тип, 1890-е годы
Е.З. Вы регулярно участвуете в выставках, а недавно завершилась Ваша первая персональная выставка старинных кукол. Какова была реакция посетителей? Ведь еще совсем недавно отношение к кукольной старине было настороженным, часто встречалось непонимание.
Д.К. Да, антикварные куклы в нашей стране – явление новое. Еще пару лет назад, когда я впервые участвовала в Международном кукольном салоне, мне беспрерывно задавали вопросы такого плана: Вы сами делаете этих кукол? Ну, хоть что-то Вы делаете сами? Может быть, вырезаете туловища? Или расписываете лица?
Люди страшно разочаровывались, слыша мой отрицательный ответ. Я ничего сама не делаю. Все сделано до меня, более ста лет назад. И это здорово, что мое вмешательство этим куклам совсем не понадобилось.
Но народ на этом не останавливался. Каждый новый вопрос был оригинальнее предыдущего: а почему ваши куклы такие чистые, ведь они такие старые? Мой ответ, что фарфор элементарно моется водой и мылом, разочаровывал их еще больше, чем то, что я не леплю головы и туловища из подручных материалов…
Я помню, что на том салоне я без перерыва вещала как рупор просвещения все четыре дня.
Сейчас ситуация поменялась. На мою персональную выставку «Дорогами снежных лун» пришло много подготовленных людей. Они прекрасно понимают, что это за куклы, задают интересные вопросы по существу. И я рада, что в России постепенно образуется круг людей, неравнодушных к антикварным куклам. Более того, я бы сказала - увлеченных, серьезно и рьяно!

Я на Международном салоне кукол в Москве 2012 с войлочной куклой фабрики Lenci
А какие письма мне приходят от моих покупателей со всей России! Каждое достойно отдельного иллюстрированного рассказа, сколько восторгов, сколько мыслей. Наши люди воспринимают антикварных кукол гораздо глубже, нежели коллекционеры за рубежом. Там главное – внешние атрибуты куклы, сохранность, характеристики. У нас же на первый план выходит кукольная душевность, внутренняя суть, поэзия, философия и чувства. Мне очень нравится это тенденция.
Более того, люди, которые, оказавшись на моей выставке, впервые сталкивались с антикварными куклами, хотели получить как можно больше информации, продолжить свое общение с этим миром. По многочисленным просьбам посетителей, я решила издать отдельным альбомом мои фотографии антикварных кукол и литературные эссе, которые были на выставке. Сборник с одноименным названием «Дорогами снежных лун» будет уже на «Мосфейре» 2013 года.
Кстати, что еще интересно, я заметила, что к антикварному миру потянулись коллекционеры современных авторских кукол. Раньше у нас была четкая граница, а сейчас она потихоньку стирается, на первый план выходит основная суть – кукла с ее внутренним содержанием.

Куклы
отмечают День Рождения моего сайта – ровно год! Слева направо:
Handwerck 119 молд, Kämmer & Reinhardt без номера молда, Kestner 171
молд, Handwerck 119 молд, ранний Kestner с закрытым ротиком
Е.З. А куда, на Ваш взгляд, движется современный российский рынок антикварных кукол вообще? Стало ли за последний год-полтора больше профессиональных участников, предлагающих товар серьезного уровня - или же в фаворе относительно недорогие куклы разной степени сохранности?
Д.К. Профессиональные участники на российском рынке остались все те же, что и пару лет назад. Новички появляются, но среди них нет профессионалов. Как правило, они продают недорогих многотиражных кукол, не особенно заботясь об их сохранности и внешнем виде.
Антикварная кукла, на мой взгляд, должна быть достойно преподнесена. Если она продается, то человек, купивший ее, не должен заниматься тем, что будет искать реставраторов и костюмеров, он должен поставить ее дома и просто любоваться красотой и историей. А это труд и задача продавца. Без этого антикварные куклы часто представляют убогое, а порой, и отталкивающее зрелище. Такое, к сожалению, в избытке представлено на известных российских сайтах…
Поэтому, можно сказать, что интерес к антикварным куклам в нашей стране стремительно растет, а рынок пока стоит на месте. Хороших кукол можно приобрести лишь у нескольких людей в нашей стране, они хорошо известны в кукольном мире. Я считаю, что новичкам лучше совершать свои первые покупки у профессионалов, это гарантия того, что человек получит только радость от общения с антикварной куклой и не столкнется с рядом неприятных проблем. Я говорю об этом, потому что ко мне не раз приходили люди и приносили свои покупки с российского аукциона. Я была в ужасе от топорной реставрации, жуткой некачественной сборки и прочих кукольных проблем, которые непрофессиональные продавцы даже не указывают в описании… Реставрация стоит дорого и не добавляет кукле достоинств. Поэтому лучше сразу покупать куклу в хорошем состоянии и с подробным описанием.
Е.З. Старинную куклу недостаточно купить, ее важно сберечь… Оборудовать дома кукольную витрину может не каждый. Расскажите, пожалуйста, какие условия оптимальны для хранения куклы вне витрины.
Д.К. У меня у самой не сразу появились в квартире витрины. Сначала мои куклы выжили из серванта посуду, потом начали захватывать одежные шкафы… А открытые поверхности были в нашем доме захвачены задолго до них – кошками.
Основной момент при хранении антикварных кукол – отсутствие пыли и прямого воздействия солнечных лучей. Ну, еще хорошо бы возле куколки разместить мешочек с лавандой, чтобы антикварным париком на досуге не отобедала моль. А больше, наверное, никаких особых требований нет. Еще антикварные куклы чувствительны к перепадам температур. Вот и все хитрости.

Большая кукла немецкой фабрики Handwerck, 99 молд, маленькая куколка русско-польской фабрики Шраера и Фингергута, 448 молд.
Е.З. Я слышала разговоры о том, что на Западе коллекционер стареет, бабушки распродают свои собрания (либо же это делают потомки умерших коллекционеров), а «молодая смена» не столь активна и рынок перенасыщается. А каков средний возраст коллекционеров у нас? Может быть, Вам известны примеры людей в возрасте, которые сохранили «семейных» старинных кукол и начали собирать антиквариат, чтобы окунуться в мир далекого детства?
Д.К. Мы и Запад… Несопоставимое сравнение. Я часто покупала кукол в Америке и Европе у пожилых коллекционеров, которые продают кукол по одной лишь причине: хочется, чтобы кукла попала в любящие руки и продолжала жить полноценной жизнью. Они знают, что их потомкам эти куклы безразличны, и поэтому они сами стараются подыскать увлеченных людей, для которых эти куклы будут чем-то большим, чем просто коллекционными вещами. На Западе это норма.
А что у нас? У меня несколько раз за все время пенсионеры выкупали кукол. Для них это недосягаемая мечта! И она становится реальностью, только при рассрочке в полгода или год. Представляете себе, как человеку, который получает в нашей стране пенсию в 10-15 тысяч рублей, жить на нее и мечтать об антикварных куклах?! Наши пенсионерки – настоящие героини! Они уверенно идут к своим целям, но коллекционерами, конечно, не становятся. Одна кукла – вот предел их мечтаний. Но зато, как хорошо потом живут куклы у наших славных бабушек! Они шьют им целые гардеробы, души в них не чают, заставляют дедушек вырезать для любимых антикварочек мебель… Очень трогательные истории…
Поэтому возраст коллекционеров в нашей стране - экономически обусловленный фактор. Если сравнивать с мировыми показателям, то наши коллекционеры, конечно, самые юные.

Кукла немецкой фабрики Kestner, 164 молд на фоне картины Шимичева В. А.
Е.З. Многие знают Вас не только как увлеченного коллекционера, но и как опытного реставратора. С какими "болезнями" старых кукол Вам чаще всего приходится бороться? Встречаются ли повреждения, которые невозможно ликвидировать, или любая пациентка в принципе может быть вылечена - даже если владельцу кажется, что кукла безнадежно испорчена?
Самое ужасное, когда сталкиваешься с чужими непрофессиональными попытками улучшить антикварную куклу. Я имею в виду перекрас туловища, новодельные реснички и прочие элементы «апгрейда» антикварок. Чего мне только не доводились видеть! И очень обидно, что многие люди (особенно в нашей стране, где культура обращения с антикварными куклами пока еще находится в зачаточном состоянии) не понимают, что своим «ремонтом» они уродуют кукол. Но даже это обратимо. Я снимаю современные перекрасы, восстанавливаю аутентичное лаковое покрытие, долепливаю недостающие пальцы, делаю куклам «спящие» глаза, перетягиваю туловища… В общем-то пациенты не жалуются. И восстановить можно практически все, единственно, с чем стараюсь не связываться – реставрация фарфора. Микросколы на веках – одно дело, а вот серьезные повреждения, затрагивающие роспись лица – совсем другое.
Мой главный принцип в реставрации – никаких вмешательств, только необходимый ремонт, без которого кукла не сможет прожить: консервация композитных трещин на туловище, укрепление шарнирных лунок. И только по тем технологиям, которые использовались тогда, сто лет назад. Меня ведь саму нужда заставила научиться всему, потому что я понимала, что моих кукол реставрировать некому…
Е.З. Допускаю, что не все недуги антикварных кукол требуют высококвалифицированного лечения. Какой уровень сложности реставрации может освоить рядовой коллекционер, не ставящий себе целью заниматься этим систематически? Что он без опаски может сделать сам, а что лучше поручить профессионалу?
Д.К. Прежде всего, любой коллекционер должен понимать, что антикварная кукла – не чумазый раритет с пыльного чердака, а произведение искусства. И как только кукла попадает в дом, ее нужно привести в порядок самыми элементарными способами. Фарфоровую головку протереть влажным ватным тампоном. Можно при очистке использовать и хозяйственное мыло. Главное, при этом не мочить композитное туловище. Оно очищается натуральными косметическими тониками, которые не содержат спирта. Я пользуюсь греческими средствами и очень довольна. Даже старая въевшаяся грязь уходит. Кроме того, нужно аккуратно постирать кукольный наряд. Если он антикварный, то надо его замочить на несколько часов в теплой воде с хозяйственным мылом. Антикварные ткани, как правило, хрупкие и обращаться с ними нужно крайне бережно. Можно самостоятельно почистить антикварный парик, пропылесосив его на самом слабом режиме.
А вот все остальные манипуляции я бы доверила профессионалам. Зачем рисковать? Я все это прошла на собственном опыте, методом проб и ошибок…
Реставрация. Было.
Реставрация. Стало. Кукла немецкой фабрики Hermann Steiner
Е.З. В своем интервью на открытии выставки "Дорогами снежных лун" Вы справедливо отметили, что книг об антикварных куклах на русском языке не издают, в то время как на Западе их великое множество. Как Вы думаете, нужны ли вообще такие книги российским поклонникам кукол, если учесть, что стараниями экспертов огромная база знаний уже накоплена онлайн?
Российские коллекционеры тянутся к знаниям и стремятся получать их всеми способами. Многие именно из-за антикварных кукол начинают изучать английский язык, чтобы читать специализированную литературу. У нас – основным источником знаний об антикварных куклах, конечно, можно считать интернет-журнал Наташи Курочкиной. Это – настоящий кладезь информации. А теперь еще выходит и печатный журнал «Антикварная кукла», каждый новый номер которого все коллекционеры ждут с нетерпением. Литература на русском языке необходима, и она будет востребована. Мой сборник «Дорогами снежных лун» ориентирован в большей степени не на просвещение, а на погружение в мир антикварных кукол. Мне кажется, что художественная литература в этой области тоже была бы очень интересна. Я сужу по себе, с каким восторгом я читала своему сыну «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло! Побольше бы таких книг! Потому что не только знания ведут нас к антикварным куклам, но и эмоции, восприятие и чувства.
Кукла немецкой фабрики Bergmann
Е.З. ...И все чаще можно встретить людей, которые не хотят ограничиваться покупкой и экспонированием кукол. Таким людям интересно с ними «играть» - конечно, во взрослом понимании. Творить их мир, создавать и запечатлевать образы, обустраивать быт. В «Дорогах снежных лун» тоже очевидна эта творческая составляющая…
Что мне очень нравится в общении с антикварными куклами, так это то, что они вдохновляют на творчество. И это не только шитье и изготовление аксессуаров для кукол… Я хочу рассказать о совершенно неожиданных творческих проектах, которые родились под влиянием моих кукол. Сначала мои студенты, а я преподаю режиссуру и сценарное мастерство в Московском государственном университете культуры и искусств, захотели снять сюжет об антикварных куклах. В результате придумали историю, написали сценарий и сняли очень душевный и добрый ролик.
А вторая история вылилась в целый проект. Художник Андрей Уваров, увидев моих кукол, решил сделать серию картин с их участием. Причем куклы фигурировали на его холстах не просто как элементы декора, а как полноценные героини, рассказывающие с живописных полотен о своей длинной жизни. Самое удивительное, что именно благодаря картине Андрея, нам удалось открыть провенанс одной из моих кукол.

Кукла немецкой фабрики Kestner, 171 молд. Путешествие в Питер для создания картины и поиска провенанса.

Художник Андрей Уваров
Сложно придумать что-то более фантастичное, чем эта история. Но, наверное, именно она и вдохновила нас на этот проект и внушила уверенность, что мы на правильном пути.
Все началось с куклы – простой, нежной и обаятельной девочки фабрики Кестнера, которую я купила в Америке. Очаровательный ребенок 171 отливки, наивный и немного удивленный.
Андрей долго рассматривал ее и после почему-то сказал, что ему кажется, что эта кукла каким-то образом связана с Россией. Я возразила, что никакой связи быть не может. Но он настаивал на своем ощущении и уверял, что оно его никогда не обманывает. Я на всякий случай написала письмо продавцу. Ответ не заставил себя долго ждать: оказывается, к кукле прилагался листочек с адресом, оставленный предыдущим владельцем, о котором продавец позабыл, делая описание куклы… Санкт-Петербург, Колокольная улица и номер дома… Именно там кукла прожила всю свою жизнь, после чего была продана в Америку. Никакой другой информации у продавца, к сожалению, не было.
Но нам было вполне достаточно и этого! Точно знак свыше, эта тоненькая ниточка повела нас на поиски разгадок. Теперь уже, кроме написания картины, нам нужно было вернуть кукле ее историю…
Так, в один из зимних дней мы оказались в Санкт-Петербурге с холстом, красками и куклой.
В доме на Колокольной улице мы нашли старожила (это стоило нам немалых усилий), который поведал историю о том, кто тут жил раньше. И действительно, картинка сложилась. Наша кукла всю свою жизнь прожила именно в этом доме. Мельчайшие детали, фантастические совпадения, все это сопровождало нас на протяжении всего «питерского дня». Андрей писал куклу на крыше с видом на Владимирский собор.
После этого мы устроили путешествие русской кукле фабрики Дунаева на ее историческую родину, и Андрей написал ее в Сергиевом Посаде. Другая кукла фабрики Кестнера гуляла по заснеженным аллеям подмосковной усадьбы Середниково… В общем, проект получился любопытным, а мои куклы стали настоящими путешественницами.
Кукла немецкой фабрики Handwerck, 119 молд в Сергиевом Посаде.
На создание выставки меня тоже вдохновили куклы. Фотографии, которые висели на стенах зала, создавались в течение тех лет, что я увлекаюсь куклами. Когда-то появлялось время, совпадало с настроением, и кукле устраивалась фотосессия. На самом деле фотографировать антикварных кукол – одно удовольствие. Они настолько гармоничны в природе и в интерьерах, точно сами подстраиваются и позируют перед объективом…
С Дарьей Киселевой daria-dolls.ru беседовала Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru.
Кукол из коллекции Дарьи Киселевой можно будет увидеть на выставке Moscow Fair 2013 (4-7 апреля)