English version of DollPlanet switch to English
DollPlanet.ru. Планета Кукол

Ведущий российский кукольный инфопортал

Куда пойти, что посмотреть?



Рассылки Subscribe.Ru
Всё о куклах на DollPlanet.ru
Афиша кукольных выставок и событий на DollPlanet.ru
Магазин коллекционных кукол с доставкой по России


Магазин игрушек Nici Shop

 

Муся-нингё: японские куклы-воины

Алексей Нужный для www.dollplanet.ru. 28 января 2012

Даже среди сотен и тысяч воинов редко встретишь
Подлинного самурая,
Ибо очень мало тех, в чьём сердце живут
Три добродетели – ВЕРНОСТЬ, ДОЛГ, ДОБЛЕСТЬ.
«Будосёсинсю» Тайра Сигесуке

Термин «Муся-нингё» обычно переводится как «кукла-воин» и относится к тщательно костюмированным фигурам, выставляемым на 5 мая на фестиваль День Мальчиков (День Детей). Их особенность: это великие деятели и героические эпизоды из боевого прошлого Японии. Рассказы о героях прошлого прививали молодым мужчинам этику и ценности, передавали наследие и гордость за историю своей страны. Для западных людей, которые знают День Мальчиков только по открыткам или куклам, периодически обнаруживающимся в антикварных магазинах, куклы в значительной степени являются лишь исторически красивыми и изысканными фигурами для украшения интерьера. Мы реагируем на красоту фигуры и любуемся богатой тканью, мы восхищаемся умельцами, создавшими кукол, тесно связанных с реальной историей. Мы в восторге от белизны гофуна, покрывающего лица и дающего «фарфоровый» эффект; но у нас остаются нетронутыми те струны, что вызывают благоговение и пафос, для пробуждения которых эти куклы и были созданы – они призваны вызвать эмоции, непосредственно связанные с жизнью и эпохами далекой Японии. Для японского ребенка, однако, куклы были только входом, началом путешествия в то время и место, где жили герои и рождались легенды. Для нас это остается далеким и нереальным: средневековая Япония, вторжения в Корею, конфликты между Минамото и Тайра и т.д. Однако в Японии куклы – это одни из хороших источников, из которых и вырисовывается национальный характер. Изображения героев помогают «закрепить» то, что дети слышали и читали; куклы – трехмерные свидетельства конфликтов в истории Японии, которые помогли создать уникальную культуру, известную сегодня. Учикава-мару и Бэнкэй на мосту, Минамото-но-Ёсицунэ, Императрица Дзингу, Като Киемаса, Тоетоми Хидэёси – эти исторические фигуры были овеяны легендами и осенены символами идеала и духа, которые давно подпитываются японской фантазией. Мальчики были отлученными от их подвигов и борьбы, побед и потерь.

Эти символы вдохновили всю культуру; театры Но и Кабуки, драматический танец получили сильное влияние этих легенд. Классические формы японской литературы: гунки моногатари (сказки о войне), отоги зоси (новеллы), дзорури (драматические распевы), детские сказки и исторические романы - в основном они концентрировались на отрывках и сценах из жизни героев и сражениях до 1912 г.

Японские антикварные куклы ко Дню мальчиков

Часть современного пьедестала на фестиваль День Детей (День Мальчиков). Частная коллекция.

История Дня Мальчиков уходит своими корнями глубоко в историю Японии, сочетая уважение к боевым успехам и храбрости со сверхъестественной силой, которая типична для пяти основных фестивалей, называемых Gosekku. История фестиваля Дня Мальчиков охватывает около 1400 лет (и он имеет более ранних предшественников в Китае), но периоды развития составляют три этапа:

  1. Ранний период, охватывающий истоки фестиваля и его символы с 5 – до начала 17 вв., когда фестиваль был неоднозначным по форме, не связан так тесно с детьми, но были дни, отведенные для показа искусств боевого мастерства и очищения от зла себя и всего окружающего.
  2. Период Эдо (1603-1868). Все большее внимание уделяется детям; постепенная абстракция боевых и духовных символов в сочетании с быстрым развитием кукол, которых мы связываем с фестивалем.
  3. Период Мэйдзи (1868-1912). Восстановление Императора как центра власти привело к политизации Муся-нингё. Персонажи из исторических и возвышенных стали изображаться только те, которые были лояльны к Императору или добывали славу Императорскому двору.

ТАНГО-НО-СЭККУ

Танго-но-Сэкку или праздник Первый День Белой Лошади (еще одно раннее название Дня мальчиков). Белый конь считался отпрыском от союза между драконом и кобылой, он известен своей доблестью и мужеством, очень подходит на роль героя. Лошади были привезены в Японию в начале пятого века и коренным образом изменили характер японской истории, поэтому идеальные воины вскоре по большей части стали изображаться верхом на лошади. Отчеты показывают, что во время правления Императора Юряку (457-478) конные состязания были организованы во время 5-го месяца в сочетании с другими весенними обрядами для поощрения оттачивания мастерства в этой области. Ябусамэ, так называлось это мероприятие, состояло из верховой стрельбы стрелами по неподвижным целям. Лучшие животные были доставлены на воспитание в провинцию Канто, и воины из этого района были известны своей храбростью и мастерством. Путь коня и лука был одним из первых боевых правил поведения, которые позже стали Бусидо или «Путь Воина». Танго-но-Сэкку отмечает эту связь: коня и всадника, мужества и храбрости.

Конфликты между кланами Тайра и Минамото во время 11-12 вв., отмеченные в Гунки моногатари (сказках о войне), положили конец власти Императорского двора и породили новую форму правления, которая изменила ход истории Японии: сёгунат.

В феодальной системе, созданной Минамото Ёритомо (1148-1199) и доработанной последующими поколениями, разработаны не только экономические и государственные системы, основанные на военной мощи, но и все этические, физические и духовные идеалы, которые составляли сущность самурая. Многочисленные сражения и крутые повороты судьбы, засвидетельствованные в этот период, были романтизированы последующими поколениями. Путешествующие слепые менестрели (Бива хоси), которые бродили по всей стране и пересказывали рассказы о героических подвигах и трагических потерях, были больше, чем просто рассказчики. Рассказывая сказки, Бива хоси старались задобрить души воинов, погибших в бою. Они намеренно рассказывали разные истории для разной аудитории: путешествуя на востоке, пели хвалу Гэндзи (Минамото); в то время как на западе они будут говорить об обиде Хайэ (Тайра). Мифы переплетались с легендами и фактами, и эти истории в конечном счете были изложены в форме, которая известна нам сегодня. Хогён Моногатари, Хэйкэ Моногатари и величайшая из всех сказок о войне – Тайхэй-ки (Хроники Великого Мира) – это лишь часть самых известных произведений.

Японские антикварные куклы ко Дню мальчиков

Знаменитая сцена сражения на мосту Годзё в Киото. Ёситцунэ, самый молодой из клана Минамото (Гэндзи), был обречен на священство, но решил идти по стопам своего знаменитого предка. Он бежал и встретился с могучим воином Бэнкэй на мосту. Кукольная сцена изображает эту битву, где Бэнкэй носит множество оружия и держит алебарду, а Ёситцунэ прыгает с моста. Ёситцунэ победил Бэнкэя, который после этого стал его последователем и слугой. Время изготовления 19 век. Частая коллекция.

СЁБУ-НО-СЭККУ

Еще один ритуальный элемент Дня мальчиков – Сёбу-но-Сэкку или Праздник Ирисов, который объединил ритуал ограждения «защищающими» листьями ирисов, и «макета» сражения как элемента обрядов весны и очищения. День мальчиков всегда включает в себя оба аспекта - боевые и ритуальные, которые, вливаясь в фестиваль, придают ему особый смысл. Записи Shoku Nihongi от 8 века свидетельствуют, что император Сёму (724-748) отмечал праздник в пятый месяц на территории дворца. В этот день он и члены двора носили листья ирисов в париках, и было постановлено, что все участвовавшие в этом событии должны носить эти листья в качестве амулета. Почтение к мощным защитным качествам ирисов, вероятно, заимствовано из Китая, где издревле были популярны кукольные фигуры из ириса и полыни, которые подвешивались над проемами дверей, чтобы отпугивать злых духов ранней весной и летом. В крестьянских общинах эти «куклы» стояли на полях в течение мая и ритуально забрасывались детьми, чтобы очистить землю. Эта практика была позаимствована народом Японии в период Хэйан (794-1185) – ритуал inji-uchi или «камень-нога». Это воссоздание битвы исполняется на берегу реки Камо в Киото в течение мая: мужчины с деревянными мечами против тех, кто вооружен только пучками ирисов. Излишнее насилие и травмы послужили причиной для изменений, и позднее «ирис-боевая» команда, вооруженная только пучками ириса, ритуально била землю, чтобы изгнать демонов – так раскрывались свойства ирисов-оберегов.

Обычаи, которые сохранились и до наших дней: набивка подушек листьями ирисов, купание в воде с ароматом лепестков ириса, поедание chimaki dango (пельменей мудрости), завернутых в листья ириса, питье чая с ирисом в День мальчиков. Благодаря этим обычаям ирисы в Японии ассоциируются с фестивалем и сохраняется верование, что ирисы способны изгонять злых духов.

КАДЗАРИ

В оформлении пьедестала на День Мальчиков отражен двойной смысл: идеализированные боевые и духовные талисманы. Fukinagashi (растяжки) - военные знамена и вымпелы, развевающиеся концы которых прогоняли злых духов. Kabuto - отличительный шлем битвы. Считалось, что он должен защищать дом от зла, и часто создавались композиции из листьев ириса, чтобы усилить эти защитные свойства шлема. Муся-нингё были прямыми наследниками традиций талисманов – куклы делались в качестве «заменителей» (katashiro), отвлекая зло от ребенка; их уважали за их защитные силы.

Муся-нингё разрабатываются и достигают максимального развития в полном объёме в период Эдо (1600-1868 гг.). С поздней эпохи Муромати (1392-1568 гг.) до начала 17 века Шлем был основным атрибутом Дня Мальчиков. Изначально созданный из hinoki (кипарис) или ирисов, этот шлем выставлялся снаружи дома рядом с флагами (нобори), растяжками (фукинагаси), копьями (яри) и другим вооружением.

Записи семьи Токугава отмечают, что в 1642 г. даймё (князья) и члены go-sanke (три ветви семьи Токугава не по прямой линии) направили 15 знамен 5 белых флагов (в честь старого клана Минамото) и ряд стеблей ириса на шлемы для третьего сёгуна Токугава Иемитцу (1603-1651 гг) в честь первого Дня Мальчика старшего сына Иетцунэ. Подобные записи уже в 1644 г. показывают, что число шлемов увеличилось до 200, это указывает на конкуренцию за благосклонность будущего правителя.

Ширмы, рассказывающие о жизни в начале 17 века, включают уличные сцены во время Танго-но-Сэкку с толпами людей, останавливающихся для того, чтобы полюбоваться Муся-нингё рядом с нобори, яри и кабуто. Куклы быстро становились традиционным декоративным элементом для Танго-но-Сэкку в начале периода Эдо.

Интересно проследить развитие этих кукол, ориентируясь на официальные уведомления об ограничениях в оформлении пьедесталов Дня Мальчиков. Один ограничивающий закон в 1648 г. указывает, какие материалы могут быть использованы для шлемов, оставляя за собой право использования сложных лаков для семьи сёгуна. Все это свидетельствует, что шлемы в то время были очень популярными. Эти законы показывают, что кабуто и Кадзари создавались производителями все более сложных объектов, соревновавшимися между собой.

В начале периода Эдо куклы появились в шлемах, одиночная кукла или кукла в бою вскоре стали популярным мотивом. То, что зарождалось как атрибут декора, стало сложной формой искусства. В 1667 г. появился закон, ограничивающий размер и количество кукол в шлемах.

Растущая популярность фигур приводила к большой расточительности; большие куклы, полностью отделенные от шлемов, стали очень популярными. В 1672 г. появилось указание, в котором ограничивался размер кукол до «размера маленького ребенка». Представляем себе, какие же размеры кукол были до этого, что пришлось даже вводить ограничивающий закон. Другие ограничительные уведомления, касающиеся кукол, появились во время правления Токугава Ёсимунэ (1716-1745). В ходе своей кампании по продвижению экономии он издал длинный ряд законов, ограничивающих роскошь. Такие законы ограничивали размер кукол до 45-50 см., что свидетельствует о популярности крупных кукол в начале 18 века.

Большие пьедесталы начала периода Эдо постепенно исчезали, и им на смену пришли более компактные внутренние пьедесталы первой половины 18 века. Книжные картинки (Эхон) этого периода свидетельствуют о быстром сокращении численности кукол на пьедестале в ответ на дальнейшее ограничение со стороны правительства. Сначала куклы ненадолго переехали в комнату, недалеко от улицы, а уже затем переместились в интерьер комнаты и были названы Засики. Эти куклы и элементы Засики-кадзари уже более понятны современному человеку. Мечи, флаги, копья становятся более компактными и изображаются на деревянных подставках. Вместо того чтобы сосредоточиться на крупных драматических сценах или парах со шлемами, мастера стали изготавливать более изысканных кукол-воинов.

МНОГОУРОВНЕВЫЕ ПЬЕДЕСТАЛЫ

В более позднем периоде Эдо и начале периода Мэйдзи возникла более сложная структура интерьера пьедестала, который был назван Uijin mokusei dan-kazari или «Первый лагерь Формирования». На нем куклы были установлены на многоуровневом стенде, покрытом зеленым сукном, в противоположность красного для Хина-Мацури. На верхней ступени стоит Кабуто или миниатюрный доспех со шлемом. Он окружен фонарями, позади расположены флаги, баннеры, растяжки или Jinmaku (боевой штаб).

На следующей ступени – Chimaki dango («мудрые» пельмени), бутылки с листьями ирисов и лотки с едой. Ниже этого уровня были военный барабан (тайко), гунсен (боевой веер) и сайхай (командирский жезл).

Еще ниже были три фигуры: две фигуры животных и одна человеческая. Слева белый конь, символ дракона дождя - образ с множеством синтоистских и буддийских подтекстов. Справа – тигр, символ ветра и гор, а также талисман против зла. В середине был Сёки, демон и ученый Чунг Куэй китайской династии Сун. Он покончил с собой после того, как был изуродован бесами и поклялся в вечной мести. По легенде он явился во сне китайскому императору после своей смерти, пообещав защитить всех от этих злых существ. Сёки – высокий и грузный мужчина с расставленными ногами и мечом в руке, с лицом ожесточенного красного цвета, окаймленным бородой.

Внешний пьедестал не исчез совсем, но постепенно становился все более «скуп» на баннеры, растяжки ит.п. Коинобори (флаги карпов) этого периода сегодня остаются традиционным символом Дня Мальчиков, хотя многие традиции исчезли со временем. Карп издавна символизирует стойкость, мужество и благоустройство. В китайской мифологии карп, которому удается плыть против течения и. перескочить через верхние пороги реки Янцзы, превращается в дракона. На День Мальчиков Коинобори выставляются на главном месте. Самый крупный черный карп представляет собой мужчину – главу семейства; старший сын получает красный карп (хигой), чуть меньший, чем у отца; все младшие сыновья получают соответственно меньшие карпы.

Другой наружный элемент, который сохраняет популярность и сегодня, известен как сасимоно (знамя) Дня Мальчиков. Знамена имели двоякий смысл: первоначально предназначенные для фамильных гербов (монов) во время битвы, они также висели в синтоистских храмах, когда мальчики праздновали церемонию перехода из детства в отрочество в возрасте 7 лет. Для Дня Мальчиков эти флаги были окрашены множеством образов, соответствующих символов.

Центральным элементом интерьера стенда становились куклы: Ёситцунэ с Бэнкэй, Императрица Дзингу и Такэноучи Сукунэ во время их пути в Корею, Хидэёси при защите своего замка, Като Киемаса в борьбе с тиграми в Корее, Сёки-демон.

Японская антикварная кукла демон Сёки

Тот самый СЁКИ - демон и ученый. Изготовлен в период Тайсё (1912-1926). Частная коллекция.

В отличие от кукол Хина-Мацури, имеющих относительно фиксированный набор образов Императорского двора, образы для кукол-воинов могут быть взяты из любого исторического периода или социальной группы. Другие фигуры варьировались от полубожественного императора Дзимму (660г.) до простолюдинов - Хонда Тадакатцу (1547-1616), конюх Токугава Иэясу. Некоторые персонажи были полностью сказочными: Момотаро (Персиковый Мальчик) или Кентаро (Мальчик-силач); некоторые же были реальными: например, основатель династии Токугава – Иэясу (1542-1616), или сравнительно современные политические лидеры - Император Муцухити (1852-1912), известный как Император Мэйдзи.

Хотя некоторые куклы на самом деле не были конкретными историческими персонажами, а больше идеализированными фигурами, называемыми Тайсё (генерал) или Чисо (мудрый генерал). Так что диапазон возможностей в выборе персонажей был ограничен только способностью кукол дарить вдохновение.

Японская антикварная кукла Кентаро мальчик силач

Сказочный мальчик Кентаро (мальчик-силач) с коинобори (флагом-карпом). Время изготовления период Мэйдзи (1868-1912гг.) Частная коллекция.

Однако, анализируя частоту использования образов с 17 по 19 вв., можно без труда выделить основную группу. Наиболее значительные из образов кукол включают в себя изображения героических и вместе с тем трагических эпизодов и сцен: знаменитая сцена сражения между могучим воином Бэнкэй и молодым Учикава-мару на мосту Годзё; женщина-императрица Дзингу и ее верний служитель Такэноучи Сукунэ; блестящий Тоётоми Хидэёси – объединитель Японии; Като Киемаса – «дьявольский генерал».

Эти фигуры захватили воображение общества Эдо, торговцев и самураев, и продолжают вдохновлять японцев в более позднее время.

Алексей Нужный для www.dollplanet.ru

Предыдущие статьи Алексея Нужного об антикварных японских куклах:

Японские традиционные куклы. Вместо предисловия

А куклы - как люди... Куклы на фестивале Хина-Мацури





Магазин оригинальных игрушек Sylvanian Club

Новости DollPlanet.ru




Forces of Destiny: Звездные Войны в кукольном формате | 01.06.2017
Игрушки по Звёздным Войнам были всегда. Экшн-фигурки, всевозможные модели и прочие радости для поклонников пришли на прилавки в 1977 году, вместе с выходом нового фильма. В 2017 году они выходят на новый уровень. Forces of Destiny - новая франшиза в рамках культовой саги, которая включает в себя серию кукол. Производить новую серию будут Hasbro.

>>

Shibajuku Girls, большие модницы из Австралии | 14.05.2017
Маделин Хантер (Madeleine Hunter, не путать с Мадлен Хэттер из Ever After High!) – не поп-дива, но готова потягаться с самой Гвен Стефани! Недавно Гвен, наконец, показала свою кукольную линейку Kuu Kuu Harajuku. Сегодня предлагаем взглянуть на другую аналогичную серию: Shibajuku Girls (Сибудзюку герлс). Куклы продаются уже год и пользуются значительным успехом, а Маделин не собирается останавливаться на достигнутом.  >>

ВРЕМЯ КУКОЛ №19. 24-28 мая, Санкт-Петербург | 07.05.2017
В последние дни весны главная выставка авторских кукол и мишек Тедди представляет новые коллекции российских мастеров, а также знакомит с экспозициями зарубежных художников, чьи куклы в Санкт-Петербурге можно увидеть только на "Времени кукол". На этот раз зрители увидят невероятные фарфоровые куклы 7 японских художников... >>

Японскую моду в массы! Kuu Kuu Harajuku от Гвен Стефани. | 04.05.2017
Поп-дива Гвен Стефани любит экстравагантные наряды и японскую уличную моду. Когда-то она уже оставила след в кукольном мире - в середине 2000х выходила её линейка кукол. В 2017 Гвен возвращается на полки игрушечных магазинов с новой линейкой Kuu Kuu Harajuku. Предлагаем первый взгляд на новых кукол от Mattel и Гвен Стефани. Что ждать от Гвен в этот раз? >>

Почему антикварная игрушка может стоить 100 000 долларов? | 25.04.2017
Как и любой коллекционный рынок, мир антикварных кукол сопровождают головокружительные взлеты и сокрушительные падения. "Это похоже на ветер или на моду," - признался Джей Лоу, глава кукольного направления Morphy Auctions в Денвере. - "Через десять лет люди могут устремиться совсем не за тем, чего хотят сейчас"... >>

7 лет добрых чудес с куклами Lalaloopsy. | 18.04.2017
Вот уже 7 лет необычные куклы с глазками-пуговками радуют детей и взрослых. С первого взгляда озорные героини покоряют сердца и не теряют популярности. Вы поняли, о ком речь? Конечно, это Lalaloopsy. Они появились в 2010 под именем Bitty Buttons, и быстро стали хитом. Куклы в стилистике тряпичных, простые, но оригинальные и бесконечно добрые – они всегда выделялись на фоне соседок по полкам, поэтому остались с нами надолго. >>

"Все лучшее - детям". Коллекция Сергея Романова. 31 марта - 13 августа, Москва | 14.04.2017
31 марта  в Малом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике «Коломенское» открылась  выставка «Все лучшее – детям. Игрушки 1950–1980 годов из коллекции Сергея Романова». Цель выставки – познакомить посетителей с историей советской  игрушки 50–80-х гг. XX века, показать игрушку как отражение культурных ценностей, элемент пропаганды, художественное произведение своей эпохи... >>

Первый взгляд на Hanazuki. Рождение новой луны. | 29.03.2017
Hanazuki: Full of Treasures - новая мультимедийная франшиза от Hasbro, стартовавшая в 2017 году. Насколько многообещающей она выглядит? Давайте посмотрим вместе. Модное визуальное исполнение и интересный самобытный мир, интерактивные игры и игрушки... На самом деле история Ханазуки насчитывает уже более 10 лет, а родиной по праву можно считать Голландию. Интересно узнать о неё больше? >>

Барби оживает! Что нового подарит нам кукла в 2017 году? | 27.03.2017
Лошадь на батарейках, умная голограмма в виде любимой куклы и другие чудеса технического прогресса: интерактивность сейчас в тренде, и Барби не отстаёт! Культовая кукла в этом году отпраздновала 58-летие, но не собирается на пенсию. Насколько удачными окажутся новые идеи – покажет время, мы же взглянем, что нового в 2017 году подарит нам Барби.

>>

«Счастливый» конец или новое начало? Monster High и Ever After High на Toy Fair 2017. | 14.03.2017
Правда ли, что этот год станет последним для Ever After High? И что Monster High тоже плавно движутся к закату? Эти вопросы сейчас волнуют многих.  Посмотрим, что нового Matytel представили на New York Toy Fair 2017 и попробуем лучше понять, насколько правдивы слухи. Monster High больше не входит в категорию ключевых брендов, но как это отразится на его судьбе? Этот и другие животрепещущие вопросы в новой статье.
>>

Tonner Doll и Phyn & Aero: большие новости от Роберта Тоннера | 11.03.2017
В 2016 году компании Tonner Doll Company исполнилось 25 лет. Четверть века - солидный возраст для кукольного бизнеса, и тем сложнее что-то радикально менять. Но Роберт Тоннер дерзнул: в своем декабрьском письме поклонникам он заявил, что оставляет лишь поп-культурных лицензионных кукол, а все наши любимые популярные линейки - Deja Vu, Ellowyne Wilde, Tyler Wentworth - уходят в прошлое... >>

Куклы к 8 марта: празднуем азарт, увлеченность и познание | 09.03.2017
Международный Женский День - про нежность, хрупкость и букеты? О нет, далеко не всегда, не везде и не для всех! Первоначальное значение 8 марта как дня солидарности женщин в борьбе за эмансипацию в России отошло на задний план, но для Запада по-прежнему характерно внимание к женской борьбе, проблемам дискриминации, вовлечению женщин в науку и политику... >>



С чем играют наши дети?


Современный родитель, который приходит в магазин за куклой для своей дочери, стоит перед непростым выбором. Мы расскажем вам о наиболее известных детских куклах современности, их особенностях и истории. И пусть каждая покупка будет радостью!

Чем порадовать малышку? Подарки для девочек

Кое-что о кукле Baby Born
Куклам Bratz 10 лет. Непотопляемая банда
Куклы Moxie Girlz. Светлая сторона Bratz
Куклы Monster High от Mattel. Монстры в школе!
Что стало с куклами Winx?
Куклы Paola Reina. Ванильные дети Испании
Lalaloopsy (Bitty Buttons). Глазки-пуговки
Загляните в раздел Куклы для детей!

Новостные ленты

Интернет-магазин коллекционных кукол в Москве


Официальные партнеры DollPlanet.ru



NRFB - кукла, никогда не вынимавшаяся из своей упаковки

Молд - уникальная лепка лица

Реборн - гиперреалистичная кукла-младенец

ОО - Outfit Only, "только одежда"

LE - ограниченный тираж куклы

Хотите узнать больше? СЛОВАРЬ КУКОЛЬНИКА от DollPlanet.ru - для вас!


Сайт о кукле Барби для взрослых