DollPlanet.ru давно искал встречи с Александром Лузановым, одним из самых петербургских по духу российских художников в современном кукольном движении. ВРЕМЯ КУКОЛ №3 дало нам возможность приятно и даже расслабленно (что в бурной и динамичной атмосфере международной выставки - роскошь) пообщаться о материалах, концепциях, и самое главное - игре и взаимодействии с авторской куклой...
Екатерина Зиборова: Александр, расскажите, пожалуйста, о Вашем творческом пути. Когда Вы начали делать
кукол, что это были за куклы, насколько они отличаются от кукол, которых можно видеть
сейчас на выставке ВРЕМЯ КУКОЛ №3?
Александр Лузанов: Куклами я начал заниматься с детства, первые куклы были из обычного детского
цветого пластилина. Я делал их лет с четырех, потом начал искать что-то более
совершенное, лет в 10 или 12 начал делать кукол из ваты, бумаги и всего, что было
под рукой, а потом начал строгать кукол из кусочков дерева при помощи бритвочки, так
как инструментов у меня не было. Первая кукла была подвижная, кедровая... А потом начали появляться глины, которые продавались в магазинах в виде порошков и с ними была куча проблем - они жутко трескались, разваливались... (Дерево, в свою очередь, кололось). Затем появился пластик Jovi, первый самоотвердевающий пластик с которым я познакомился. В 2002 году я встретился с более совершенными пластиками, самоотвердевающими и запекаемыми. Сейчас я работаю с разными материалами и некоторые технологии преподаю в школе при Объединении кукольников Санкт-Петербурга и в школе искусств «Пальмира-арт» -
холодные пластики, базовый курс технологий каркаса, FLUMO, планирую курс авторской
технологии пустотелых кукол, это обычно первый шаг для начинающих кукольников к японской
шарнирной кукле. В последнее время я активно увлекся литьевыми пластиками, в частности FLUMO, и сейчас меня больше всего увлекает формовка, которую называют модным словом "молдинг"...
Е.З. То есть тираж?
А.Л. Да, тираж. Авторский тираж, когда каждая кукла пока еще похожа только
на себя.
Е.З. Расскажите о коллекции миниатюр, которую Вы представили на этой выставке. Как я
понимаю, это некая единая концепция?
А.Л. Да, эту концепцию объединяет ящик для письменных принадлежностей XIX века. Когда-то
это была достаточно дорогая вещь, а сейчас он ободранный и замученный жизнью, в нем
уже нет ни пружинок, ни потайных шкафчиков. В моей композиции этот ящик является
центральной частью. В нем множество маленьких куколок, которых, как воспоминания,
человек возит с собой. Меня волновала тема путешествия в то идеальное
место, в тот парк, сад, где было хорошо... И это история про Питер.
Е.З. А к какому историческому периоду относятся эти куколки?
А.Л. Я отталкивался от стиля конца XVIII - начала XIX века. Пытался выразить это и через
материалы, но по чисто практическим соображениям мне пришлось воспользоваться
обжигаемым пластиком, который все-таки более синтетический. Здесь Fimo, Cernit,
Premo, нянечки из FLUMO, а остальные работы из паперклея.
Е.З. Все эти куклы у Вас подвижные?
А.Л. Да! Мне стало очень важно, чтобы с куклой можно было взаимодействовать. И вторая важная
вещь, которая в конкретной экспозиции мной преследовалась - чтобы кукла была
максимально дешевой. Когда кукла дорогая, ее страшно взять в руки, разбить,
испортить. Когда кукла дешевле, с ней можно играть, а это ее оживляет. Секрет куклы -
игра.
Е.З. Расскажите про проект фотопленэров, которые сейчас проводятся Вами.
А.Л. Ольга Лахина предложила забавную идею поснимать кукол на улицах Петербурга. На
фотопрогулку вышло всего одиннадцать человек, включая фотографов и сопереживающих.
Но результат настолько поразил всех, кто его увидел, что нам вместо одной прогулки
удалось совершить три, и к каждой новой прогулке подключалось все больше людей, а сами прогулки
оказывались все более захватывающими. Мы узнали очень много нового и интересного о
кукле, а для многих открыли и новый неформальный способ общения, не такой, как на
выставках, где художники достаточно четко делятся на «мэтров» и «новичков», выдаются призы... На пленэре все художники равны - тут люди делятся на кукольников и фотографов.
Фотографы становятся богами! (смеется). Опять же подвижность куклы на пленэре
оказалась очень востребована, для многих это стало открытием. А еще оказалось,
что кукла может очень интересно взаимодействовать с пространством и существовать в
нём по своим законом. Об этом никто не задумывался, но это может быть очень
полезным для оформления стендов, для магазинов, для разных проектов... Фотографов это
тоже заинтересовало, некоторые из них снимали просто для себя. Один из фотографов (Vadim Goldstein) снял целый уникальный комикс. Одна из фотографий из этого комикса сейчас украшает кафе ВРЕМЕНИ КУКОЛ №3. На ней три персонажа - старый муж, молодая жена и пустоголовый любовник, которого муж только что ударил. Это родилось само собой на пленэре, это была импровизация, это было увлекательно и здорово. Теперь все спрашивают, будут ли еще пленэры.
Е.З. Вы упомянули азиатскую шарнирную куклу. Что лично Вас связывает с азиатскими
куклами, может быть, есть какие-то любимые художники или промышленные дизайнерские BJD?
А.Л. Насколько я понимаю, азиатская шарнирная кукла приобрела широкую популярность
совсем недавно. Пока меня с ней связывает только интерес. Мне как художнику некоторые
связанные с ней вещи стали необходимы только сейчас, например, тот же молдинг -
нравится мне это модное слово! (смеется) Я только сейчас дорос до
молдов, почувствовал в них необходимость. Кроме того, очень интересна технология
лепки лица. Может быть, это и не будет задействовано в моем творчестве, но это
заставляет по-иному взглянуть на куклу и на ее возможности. Кроме того, очень любопытны чисто технологические приемы создания подвижной куклы.
Е.З. А Вы сами делаете шарнирок?
А.Л. Один раз сделал и успокоился, потому что понял, что этот стилистический этап пройден и это немного не то, что мне интересно. Просто у шарнирок другие возможности, другой жанр. Мне
интересна именно игровая кукла, а не просто подвижная.
Е.З. Что именно Вы подразумеваете под игровой куклой? Более "мягкую" куклу?
А.Л. Игровая авторская кукла - это широкие возможности к взаимодействию. Что отличает
кукол-нянечек из FLUMO, которых я сделал к этой выставке? Они могут быть и взрослыми
женщинами и девочками, добрыми или злыми, могут быть современными куклами или куклами
а-ля ампир. BJD в конечном итоге предлагает конкретные типажи, это характерно для азиатской
культуры и пришло еще из театра. Но это немного ограничивает возможности азиатской
шарнирной куклы для меня.
Е.З. То есть она недостаточно условна?
А.Л. Не совсем. У азиатов безумное разнообразие кукол. Сейчас больше всего доминирует дизайнерское направление, больше проявляется очевидный крен в современную эстетику, дизайн. Это очень интересно, но для игры все же нет такого раздолья. Меня смущает в азиатских шарнирных куклах эта декоративность и вообще направленность этой декоративности. Популярная азиатская кукла - это мир синтетики и высокие технологии. Это отлично, но мне как художнику интересно другое: кракелюры, потёртости, трещинки, морщинки – естественные фактуры. По-моему, это очень русское. В русском кукольном деле большой упор был сделан на естественность, и мы сейчас продолжаем поиски в том же направлении, отсюда и бесконечное "подстаривание одежды чаем". Увы, российская кукла не имеет такой долгой и богатой истории, как европейская или азиатская, из-за
известного всем нам длительного застоя. Но эта маленькая фишечка с естественностью -
очень наша, и значит, ее надо ценить и развивать. Тем более это очень по-петербургски.
Е.З. Я как раз хотела спросить, как Вы относитесь к антикварной кукле. Просто сейчас
модно говорить, что "энергетика дурная", есть определенный страх по отношению к
антикварной кукле. То есть эстетику принимают, а самих кукол - нет. От них стараются
дистанцироваться. Старина пугает как что-то мистическое и неведомое.
А.Л. Я обожаю антикварных кукол, и в целом антикварные вещи вызывают у меня
трепет. Вообще, мне в последнее время все чаще интересно "препарировать" искусство кукол, тут про мистику приходится забывать. Это непрофессионально - говорить "эта кукла мне понравилась, потому что у нее есть душа, а эта - нет, потому что у нее нет души". Мне важно понять, почему одна кукла "достучалась" до души зрителя, а другая нет. Как были подобраны материалы, что было сделано, чтобы кукла затронула эмоции? Работа с условностью, качество, история, контекст - очень
много разных факторов, влияющих на «одушевленность» куклы. Если ты знаешь это и понимаешь, то твоя кукла будет живая. Такие условные понятия, как "кукла живая, кукла таинственная, маленький мир куклы", не дающие никаких конкретных инструментов, бесполезны в процессе работы над ней.
Понятно, что у куклы должна быть "душа", но нужно уметь пользоваться специфическими
приемами при ее создании. Надо уметь подать мысль, эстетику, образ, жанр. Вот с этим у нас есть некоторые проблемы в России: все владеют технологиями, но не все умеют работать над образом. Вложить в грудь куклы маленькое шелковое сердечко недостаточно, чтобы кукла ожила. Нужно уверенно владеть анатомией, принципами создания условности и стилизации...
Е.З. Вы думаете, что антикварная кукла, прошедшая проверку временем, может этому
научить?
А.Л. Да! Антикварная кукла прошла сквозь историю, и по ней очень хорошо можно
проследить, что в какой-то момент становилось более важным, а что уходило на второй план. На мой взгляд, московская художница Александра Кукинова виртуозно работает в этом направлении. Она создает современных кукол в стиле ретро, и очень четко отбирает принципы стилизации. Даже если её персонаж не человек, а мышка или зайчик, руку Александры Кукиновой мы узнаем всегда, это высокопрофессиональная рука. Ее куклы сделаны с душой, несмотря на то, что они тиражные. Есть неприятный предрассудок - "раз кукла штампованная, значит, она неживая, значит, это попахивает массовым производством". Но мы же говорим об авторской кукле! Важнее уникальный созданный образ, а не число его повторений. Больше создаёт проблем в работах многих художников другой вопрос - зачем эта кукла? Для игры, украшения интерьера, демонстрации костюма? Это совершенно разные вещи, и куклы соответственно создаются по разным принципам и с разным подходом. И этому тоже стоит учиться.
С Александром Лузановым беседовала Екатерина Зиборова, www.dollplanet.ru
Фотографии предоставлены Анной Хариной, фотографом ДНЕВНИКА ВК-3 на DollPlanet.ru
Сайт Александра Лузанова и его кукол http://vremyakukly.narod.ru
Александр Лузанов в ДНЕВНИКЕ ВК-3
Читайте также: Мастер-класс Александра Лузанова по вощению авторской куклы из самозатвердевающих пластиков