Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru, Марина Письменская www.dollyshouse.ru
Мы взяли интервью с президентом NIADA Шелли Торнтон (Shelley Thornton) во время выставки "Время Кукол №5" 14 июня.
Первая часть нашей беседы, конечно, была посвящена самой организации National Institute of American
Doll Artists (Национальный Институт Художников-Кукольников Америки).
Екатерина Зиборова: Шелли, расскажите нам, пожалуйста, хоть что-нибудь о NIADA. Здесь, в России, мы знаем, что
это очень престижная кукольная организация...
Марина Письменская: ...возможно, самая главная в мире. Но больше, фактически, мы о ней мы ничего не знаем. Вчера
мы читали историю NIADA на вашем сайте, и поняли, что у вас всё было не так, как в России, а прямо
наоборот.
Е.З. У нас в России первой появилась именно авторская кукла. Авторские куклы начали создаваться
здесь после распада СССР, появились очень сильные художники и яркие работы. Но своей промышленной
коллекционной куклы у нас по-прежнему нет, и собирание таких кукол вообще не было развито. Даже
сейчас оно только начинается. В Москве, Петербурге и Перми проходят самые известные выставки
авторской куклы, но не промышленной.
Шелли Торнтон: - Да, вы правы, кукольное искусство в России моложе, чем в Америке. NIADA была
основана в 1963 году художницей из Теннесси Хелен Буллард (Helen Bullard), работавшей с деревом, и
другими художниками, с которыми она встретилась в UFDC (United Federation of Doll Clubs, одна из
старейших кукольных организаций мира, объединивших разрозненные клубы коллекционеров. UFDC
фактически легализовала коллекционирование промышленных кукол. - Прим. Марины Письменской) В рамках
одной из конференций UFDC Хелен и ее друзья устроили собственную выставку авторской куклы. Тогда же
они осознали необходимость собственной организации NIADA, призванной прежде всего осуществлять
контроль качества авторских работ. Они противопоставили качество и дизайн авторской куклы
промышленной кукле. Так что NIADA - прежде всего организация художников. Позднее Хелен начала
приглашать новых художников к участию в NIADA. После первых одиннадцати приглашенных все остальные
могли быть только избраны.
М.П. И все-таки как сейчас можно стать членом NIADA?
Ш.Т. Это достаточно сложный и долгий процесс. Сначала Вы должны предоставить фотографии нескольких
работ. Если они прошли первичный отбор,то Вы предоставляете нам полное портфолио и творческую
биографию. И только после этого Вы сами привозите на конференцию NIADA своих кукол, и их обсуждают и
за них голосуют члены NIADA. Технический уровень работ очень высок и остается таковым потому, что с
самого начала NIADA было заявлено, что вы можете голосовать только за художника, который так же
хорош или лучше, чем Вы сами. Поэтому с каждым годом и работы членов NIADA, и сама организация
становятся лучше и сильнее.
Изначально полноправными членами NIADA были только американские художники-кукольники. Но уже очень
скоро репутация организации привлекла и иностранных мастеров. Сейчас NIADA - фактически
международная организация, хотя она до сих пор называется Национальным Институтом
Художников-Кукольников Америки.
Е.З. Сколько россиян состоит в NIADA на данный момент?
Ш.Т. Сейчас у нас три участника из России: Татьяна Баева, Има Народицкая и Наталья Победина.
М. П. Правомерно ли предположение, что NIADA в своем роде современная гильдия наподобие
средневековых, где самым важным является качество технического исполнения и защита интересов своих
участников?
Ш.Т. Я не воспринимаю NIADA как гильдию. Я думаю, здесь важнее одобрение профессионального
сообщества, вершиной которого NIADA и является. Получается, что члены NIADA, уже признанные
художники, судят работы других художников-претендентов, и они должны решить, достаточно ли высокого
уровня эти работы, чтобы стоять рядом с их собственными. Таким образом они как бы отдают часть своей
славы новым участникам организации. В этом суть идеи NIADA.
М.П. Тогда такой вопрос: есть ли возможность исключить из NIADA художника, который по какой-то
причине сделал очень плохую работу?
Ш.Т. Нет, выбрали - значит выбрали. NIADA еще никого не выкинула на улицу *смеется*
М.П. Существует ли в открытом доступе список рекомендаций и требований к качеству куклы для
NIADA?
Ш.Т. На самом деле нет. Есть комитет по стандартам из девяти человек, который и делает всю работу
по оценке. Это очень трудное обсуждение, потому что оно связано с арт-критикой. Оценивают не только
техническое мастерство, но и качество дизайна, эстетические аспекты. Так что идеальная работа должна
сочетать в себе хорошие технические навыки мастера, выдающийся эстетический образ. Здесь действуют
те же законы, что и в любой другой форме искусства. Есть правила композиции, правила цветоделения,
законы гармонии - в общем и целом кукла не отличается от любой другой формы визуального искусства.
Е.З. В июле проходит очередная конференция NIADA. Какова программа таких конференций, что вы там
делаете?
Ш.Т. У нас в программе есть семинары, на которых люди обсуждают различные актуальные темы. Мы
проводим банкет, кукольную выставку, устраиваем ярмарку и, конечно, мастер-классы. В этом году наша
конференция пройдет в то же самое время и фактически в том же самом месте, что и конференция UFDC -
после долгого перерыва. Наша выставка будет проходить буквально через дорогу, в соседнем отеле. Так
что мы пытаемся снова восстановить связь с коллекционерами, и у нас с UFDC есть общие программы. В
этом году конференция короче, и программа меньше.
Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru, Марина Письменская www.dollyshouse.ru
Фото Яны Юринсон http://www.flickr.com/photos/jurinsson/
>> ПРОДОЛЖЕНИЕ: ШЕЛЛИ ТОРНТОН О ТВОРЧЕСТВЕ И О РЫНКЕ
Официальный сайт NIADA www.niada.org