Марина Письменская, www.dollyshouse.ru, Екатерина Зиборова, www.dollplanet.ru
Летом 2009 года на полках российских магазинов игрушек появились миловидные большеголовые куклы, очень похожие на Bratz. Это Moxie Girlz, куклы Мокси от все той же известной нам американской компании MGA Entertainment. Сейчас Братц и Мокси все еще мирно стоят рядом в детских магазинах, но скоро ситуация изменится…
Куклы Moxie появились, потому что куклы Bratz – проиграли. Но не войну за сердца детей и долю рынка: здесь они как раз победители. А вот юридическая война с Mattel, Inc. – та самая, о которой под заголовком «Barbie против Bratz» писали все журналисты мира – кажется, проиграна теперь уже окончательно.
Исаак Лариан, основатель MGA Entertainment, пришел на кукольный рынок из индустрии компьютерных игр. В конце 80-х он стал официальным дилером Nintendo в США. И когда на Западе в начале 1990-х культ игровых приставок сошел на нет, Лариану был жизненно необходим новый продукт – игрушка, которая покорит мир. Для этого ему пришлось заново создавать свою компанию практически с нуля, и он активно занимался хедхантингом в крупных игрушечных компаниях, в том числе и Mattel, Inc.
Так в октябре 2000 года на работу к Исааку Лариану перешел Картер Брайант (Carter Bryant), креативный дизайнер Mattel, который занимался разработкой мейк-апа, одежды – словом, total look куклы. И уже в середине 2001 года увидели свет первые куклы Bratz – четыре девчонки из банды The Bratz Pack: Жасмин, Хлоя, Джейд и Саша. К 2006 году по всему миру было продано 125 миллионов кукол Братц, и MGA Entertainment заработала на своих новых куклах более 2 миллиардов долларов, в некоторых странах превзойдя Барби по продажам.
Почему же куклы Bratz так легко вознеслись на вершину кукольного Олимпа?
Во-первых, здесь произошла та же история, что и в 1959 году – с Барби. Куклу Братц выбрал сам ребенок. В конце пятидесятых это была Барбара Хандлер, дочка Рут Хандлер, а в этот раз – Жасмин, 11-летняя дочь Исаака. Увидев эскизы кукол Брайанта, Жасмин пришла в восторг, и это решило судьбу будущей куклы.
NRFB - кукла, никогда не вынимавшаяся из своей упаковки
Молд - уникальная лепка лица
Реборн - гиперреалистичная кукла-младенец
ОО - Outfit Only, "только одежда"
LE - ограниченный тираж куклы
Хотите узнать больше? СЛОВАРЬ КУКОЛЬНИКА от DollPlanet.ru - для вас! |
Во-вторых, куклы Bratz – это уродливые (с точки зрения взрослых), но очень привлекательные для детей персонажи с эстетикой Бритни Спирс и всевозможных девичьих музыкальных групп, пик популярности которых пришелся на 2000-е годы. У Братц откровенно вызывающий мейк-ап, словно накачанные коллагеном губы, огромные глаза и абсолютно противоестественные пропорции, напоминающие героев комиксов. Куклы Bratz – это бунтующие подростки, мультиэтнические и без явно выраженного лидера внутри команды. Если бы куклы Братц были людьми, у них не было бы будущего: это классические школьные «плохие девчонки», живущие одним днем. Братц не стремятся делать карьеру, заботиться об окружающей среде и так далее. Всё, что их интересует – это шопинг и поп-культура. Словом, это – «не-Барби».
Сейчас дети часто воспринимают Барби как инфантильную принцессу в розовом или как удручающе скучную и «правильную» отличницу, гордость семьи и учителей. К тому же Барби намного взрослее телом и душой, чем Братц – и чем ее потребители.
В-третьих, технически куклы Bratz – это тоже «не-Барби». Они намного меньше, у них совершенно другая фигура и фантастические «съемные ноги», приводящие в ужас взрослых и забавляющие детей. Bratz – воплощение идеального потребителя. На Bratz нереально шить, а характеристики ее тела делают практически невозможным переодевание куклы в любую другую одежду, кроме фирменной. Куклам Bratz удалось сделать то, что не получилось ни у кого другого на протяжении практически полувека: отойти от канона Барби как fashion-куклы и захватить рынок детских кукол.
Конечно, Mattel, Inc., жестко защищая свои позиции на рынке детской куклы, не мог обойти вниманием новых звезд, претендующих на место Барби. Уже в 2004 году начался великий крестовый поход Mattel против большеголовых захватчиков. 27 апреля 2004 года Mattel подал в суд на Картера Брайанта и десяток других работников MGA Entertainment, обвинив их в нарушении контракта. Речь шла о том, что дизайны кукол Братц были разработаны Картером Брайантом еще в то время, пока он работал на Mattel. Картер Брайант ответил встречным иском о нарушении компанией Mattel его гражданских прав и свобод – в частности, он по контракту не имел права даже разглашать собственной матери имена коллег.
Тогда Mattel подал в суд на MGA Entertainment и самого Исаака Лариана, на 58 страницах обвинения расписывая, как Лариан украл не только авторские разработки Mattel, но также и многие другие технические и инженерные характеристики куклы, которые составляют интеллектуальную собственность Mattel. MGA Entertainment незамедлительно нанесли ответный удар, атаковав кукол Barbie My Scene. My Scene только что появились на рынке – большеголовые, мультиэтнические, с ярким макияжем и вызывающей одеждой. Это обвинение в плагиате, однако, было безрезультатным.
Все эти судебные разбирательства продолжались до самого 2008 года и закончились крайне неожиданно: за неделю до одного из слушаний против Картера Брайанта, Mattel заключил с ним тайное соглашение и отозвал свой иск. Картер Брайант, теперь главный свидетель Mattel против MGA Entertainment, на суде признал, что он действительно делал наброски кукол Bratz, все еще работая на Mattel и что он создал свою прототипную куклу чуть ли не из отходов производства кукол Барби. Он утверждал, что комплексный дизайн куклы Bratz был закончен уже после увольнения из Mattel, но «началась» эта кукла еще в Mattel. В то же время Картер признал, что свою идею он компании Mattel предложить даже не успел – его уволили. Показания дизайнера оказались решающими, и 10 июля 2008 года Mattel выиграл суд.
Но эта победа стоила Mattel очень дорого: только за второй квартал 2008 года Mattel потратил на судебные разбирательства с MGA Entertainment 16 миллионов долларов. В то время как Mattel хотел получить от конкурентов один миллиард 800 миллионов долларов, суд присяжных был согласен только на 100 миллионов максимум, а реальная сумма выплат составила всего 40 миллионов. В лучшем случае Mattel всего лишь окупил судебные издержки, и то не полностью.
Последней победой Лариана в этом разбирательстве можно считать начало 2009 года, когда на требование Mattel изъять всю продукцию Bratz из продажи MGA Entertainment добились разрешения распродать все остатки кукол, причем не за 6 месяцев, как предполагалось вначале, а до конца 2009 года.
В любом случае история еще не закончена – Лариан заявил, что он так легко не сдастся и будет до конца бороться за то, чтобы сохранить права на кукол Bratz. И если это даже не увенчается успехом – то добро пожаловать, Moxie Girlz! Ведь Лариан не разучился делать хороших кукол, как бы Mattel к этому ни относился.
Марина Письменская, www.dollyshouse.ru
Екатерина Зиборова, www.dollplanet.ru
Куклы Bratz на Форуме DollPlanet.ru
Куклы Moxie на Форуме DollPlanet.ru