English version of DollPlanet switch to English
DollPlanet.ru. Планета Кукол

Ведущий российский кукольный инфопортал

Куда пойти, что посмотреть?



Рассылки Subscribe.Ru
Всё о куклах на DollPlanet.ru
Афиша кукольных выставок и событий на DollPlanet.ru
Магазин коллекционных кукол с доставкой по России


Магазин игрушек Nici Shop

 

Куклы-репродукции: что это такое? Часть 4. Репликанты антикварных кукол

Галина Ищимикли. Фарфоровая кукла-репликант Летти, KestnerЛюбая статья о куклах-репродукциях была бы неполной без рассказа о репликантах антикварных кукол. Это одно из самых популярных направлений кукольного искусства и коллекционирования на Западе. Разумеется, говорить о таких репликантах, ничего не сказав об их исторических предшественниках, невозможно. Тем более что современному коллекционеру достаточно трудно досконально разобраться в мире антикварной куклы, если это не основное направление его коллекции.

Поскольку у авторов данной статьи антикварная кукла не составляет основу личных коллекций, мы обратились к санкт-петербургскому коллекционеру антикварных кукол и репликантов, художнице Галине Ишимикли. С 2007 года Галина активно осваивает как реставрацию (как правило, антикварных кукол из своей коллекции), так и изготовление репликантов. Цитаты из ее интервью, данного DollPlanet.ru, мы приводим по ходу статьи.

Кукла может считаться антикварной, если ей по меньшей мере 100 лет, хотя в среде западных коллекционеров антикварных кукол существуют разные точки зрения на этот вопрос с привязкой к Первой и Второй мировой войне. Так или иначе классическим периодом антикварной куклы считается вторая половина 19 века. Bru и Jumeau во Франции, Armand Marseille, Simon&Halbig и Kestner в Германии – вот лишь самые известные производители кукол того времени. Но в отличие от современных кукольных брендов, которые жестко защищают авторские права на свои молды и дизайны, производители кукол 19 века создали нам, коллекционерам, множество проблем с идентификацией.

Во-первых, отсутствуют достаточно достоверные и полные архивы компаний, где перечислялись бы конкретные выпускаемые модели кукол.

Во-вторых, отсутствует четкое понятие модели. Для современного коллекционера само собой разумеется то, что отдельно взятая модель тиражной куклы практически не варьируется внутри тиража (молд, парик, аутфит, тип тела, аксессуары). У антикварных кукол существуют в основном лишь наиболее часто встречающиеся сочетания вышеперечисленных элементов: скажем, если заканчивались парики или ткань определенного цвета, они могли быть легко заменены на аналоги. В те времена это не имело значения, так как куклы были игровыми; повышенное внимание к комплектности и аутентичности куклы начинается лишь тогда, когда она становится объектом коллекционирования. Кстати, известно, что наши современники из Mattel еще в 1960-х могли поступить так же, заменяя цвета тканей в аутфите по обстоятельствам.

В-третьих, фирмы очень часто продавали обожженные фарфоровые головки и другие части тела в малые мастерские, за пределы своей страны или просто друг другу. Например, известно, что русская компания Журавлев и Кочешков работала с молдами французских фирм «по лицензии». Даже внутри самих фирм-производителей выпускалось обычно несколько линеек – от недорогих детских кукол-игрушек до дорогих эксклюзивных изданий, которых могли себе позволить только самые состоятельные люди: например, таких кукол часто дарили принцессам в качестве дипломатического подарка.

Кроме того, легендарная кукольная индустрия Франции предполагала наличие огромного количества производителей одежды и аксессуаров для кукол помимо непосредственно тех аксессуаров и одежды, которые входили в комплектацию моделей на фирмах. Такие знаменитые детские магазины, как Au Paradis des Enfants, Au Nain Bleu, Au Calife de Bagdad, часто комплектовали кукол сами, меняя, например, упаковку на свою собственную. Существовали целые кварталы, полностью заполненные мастерскими и маленькими магазинчиками, которые занимались собиранием кукол из готовых частей, их одеванием и другими кукольными ремеслами. Большинство из них представляло собой семейные бизнесы, которые не вели архивов и, к сожалению, не пережили мировой экономический кризис 1890-х годов.

Все эти факторы способствуют тому, что рынок антикварной куклы очень сложный и рассчитан на экспертизу и доскональное знание материала, поэтому , чтобы войти в круг профессиональных коллекционеров антикварной куклы, нужно быть экспертом либо иметь эксперта-консультанта.

Репликанты антикварных кукол Мечты моей прабабушки, школа Галины Ишимикли
Стенд с куклами-репликантами "Мечта моей прабабушки", Время Кукол №3, СПб
Школа кукольного мастерства Галины Ишимикли


Мода на антикварных кукол и высокие цены на них привели к тому, что на рынке появляется много как прямых подделок (старых и новых – немецкие производители после 50-х годов 19 века активно занимались незаконным копированием французских моделей), так и кукол, прошедших многочисленные реставрации. Конечно, хорошая реставрация не портит куклу, однако здесь ценность куклы может сильно пострадать из-за избыточной или дилетантской реставрации. Уже на этом этапе трудно разобраться, какая кукла считается более или менее аутентичной.

Даже тех, у кого есть средства на профессиональное коллекционирование, часто останавливает то, что к ним эти куклы приходят из вторых (пятых, десятых…) рук, и отсюда целый пласт мистических мифов и суеверий, связанных с «энергетикой куклы». Надо отметить, что тут мы имеем дело с двумя лагерями, потому что у такого подхода есть противоположность. Некоторым людям нужна именно такая «кукла с душой», и они готовы даже спасать их из помоек, а потом долго мучиться с очисткой и реставрацией.

Куклы-репликанты Татьяны Тетериной и Галины СаушевойГалина Ишиимикли: «Есть мнение, что человек в здравом сознании антикварную куклу в дом не принесет. Многие зарубежные кукольники, с которыми я общаюсь, начали заниматься репликантами даже не потому, что антикварные куклы стоят слишком дорого, а потому, что часто эти куклы выглядят непрезентабельно. Например, чистить лайковое тело не только сложно, но и не очень-то приятно. Я стараюсь для своей коллекции брать только кукол с композитным телом, чтобы проще было продезинфицировать. С такими куклами не пообщаешься - они интересны в интерьере, у них есть обаяние, как у пожилых женщин»

Получается, что куклы-репликанты идеально подходят тем, кого привлекает эстетика антикварной куклы, но пугают проблемы, связанные с ее содержанием. 

Идеальная кукла-репликант дублирует не только образы, но и технологические приемы, характерные для 19 века. А именно – работа с готовыми молдами, фарфор как основной материал, стеклянные глаза, мохеровые волосы или парики из натуральных волос, мягкое тело (либо дерево или мягкая кожа – последнее гораздо реже, т.к. современные технологии обработки кожи часто не позволяют достигнуть нужной степени эластичности).

Галина Ишимикли: «В России еще не сложилась определенная культура репликанта. Скажем, художник не снимает форму с оригинальной куклы и не покупает готовые формы, а лепит заготовку сам, опираясь на фотографии. К тому же фарфор достаточно сложно ведет себя при обжигах. Конечно, когда такую куклу поставишь рядом с оригиналом, видно, что они двоюродные родственники, но не более того. Я тоже с этого начинала – набирала большое количество фотографий, изучала технологию, и лепила сама. Сейчас я поступаю, как западные художники: покупаю за рубежом готовую форму, снятую с подлинной антикварной куклы»

Галина перечислила основные западные стандарты, предъявляемые к репликанту антикварной куклы:
- Это должна быть копия конкретной куклы, иначе теряется весь смысл репликанта.
Галина Ишимикли: «Если кукла – репликант, то на ней должно быть написано, репликант ЧЕГО. Иначе это уже не репликант, а «кукла по мотивам». В России это понимание пока находится на стадии формирования»
- Технология изготовления репликанта в идеале повторяет старую технологию. У куклы-репликанта не может быть акриловых глаз или тела из пластика.
- В репликанте должна присутствовать историческая достоверность в деталях. Например, ресницы делали очень нечасто.
Галина Ишимикли: «Закрывающиеся глаза у антикварных кукол и, соответственно, у репликантов – тоже относительная редкость»
- Это должна быть игровая (не статичная) кукла со снимающейся одеждой. Важно помнить, что антикварные куклы когда-то были просто игровыми куклами для детей.
- В работе над репликантом используются только натуральные ткани, а еще лучше старые, и парики из натуральных или мохеровых волос.

Фарфоровая кукла-репликант Bru JNE от Мэри БеннерРепликанты антикварной куклы бывают нескольких видов. Одним из самых известных художников по репликантам можно назвать Мэри Беннер (Mary Benner). Цены на ее кукол могут достигать нескольких тысяч долларов. Кукла, которую Вы видите на фото – детально воссозданная реплика BRU JNE 15, названная художницей “Victoria Rose” и растиражированная в 150 экземплярах на весь мир. Оригинал этой куклы был создан самим Леоном Казимиром Брю в 1879 году. Реплика Мэри Беннер имеет характерное для Bru тело из лайки и может как сидеть, так и стоять. Ее наряд выполнен из лучших 100% натуральных тканей – шелка, венецианских кружев, а на ее шляпе красуются настоящие страусиные перья.

На 1980-е годы в США пришелся пик популярности других, относительно недорогих, репликантов, когда в стране начался настоящий бум кукольного коллекционирования. В моде был фарфор и авторские куклы, а до появления большинства современных коллекционных fashion-кукол оставалось почти десять лет. Существовали как авторские репликанты разной тиражности, так и куклы «под антик» в серьезных промышленных объемах (скажем, свободная трактовка антикварных дизайнов у Marie Osmond - фарфоровая Baby Bru, кукла 2006 года, вдохновлена антикварными Bru). Такие куклы часто пренебрегают аутентичной технологией и являются хорошим дорогим сувениром для тех, кому нужна просто атмосфера винтажа. Здесь нередко используются синтетические волосы или синтетические ткани в одежде.

Baby Bru, фарфоровая кукла репликант Marie OsmondВ современной западной практике существует также такое явление, как возможность собрать свой собственный репликант из готовых шаблонных частей – фарфоровых, деревянных, композитных и др. Эту куклу можно потом одеть по выкройкам, снятым с оригиналов, или современным выкройкам-интерпретациям. Изготовление таких кукол – замечательное хобби, подразумевающее творческую интерпретацию образов антикварных кукол, поэтому историческая достоверность здесь отступает на второй план; однако коллекционной ценности на рынке эти куклы зачастую не имеют.

Как мы видим, с репликантами работать так же непросто, как и с антикварными куклами. Если с большинством промышленных кукол-репродукций 20 века (например, Барби) у нас есть один оригинал, к которому и надо стремиться , оценивая качество репликанта по степени достоверности и близости к оригиналу, то о качестве репликанта антикварной куклы так судить не получится. В формировании цены на репликант выходит на передний план вопрос вкуса и стиля самого автора и/или потребителя.

Части для изготовления кукол-репликантовНа отношение в России к куклам-репликантам антикварных кукол и их известность как таковую оказывает серьезное влияние известность оригиналов.В силу исторической ситуации антикварная кукла в России существует в музеях (причем чаще всего в запасниках) либо в «убитом» состоянии на чердаках и дачах. Лишь в последние несколько лет ситуация начала меняться и начали появляться профессиональные коллекционеры, любители и даже дилеры. Из самых известных можно назвать петербуржцев Ильмиру Степанову, Аркадия Матюнина и нескольких коллекционеров, известных широкой общественности только под никами в Интернете. Интерес к антикварной кукле подпитывает интерес к репликантам. Появились первые художники, которые делают репликанты антикварных кукол - Галина Ишимикли, Александра Окатова, Татьяна Тетерина, Галина Саушева.

Между современным коллекционером и антикварной куклой – пропасть длиной в более чем сто лет. Даже потеряв свой изначальный лоск, антикварные куклы с честью выдержали испытание временем, и их эстетика актуальна до сих пор. Однако именно репликант позволяет современному человеку оценить всю прелесть антикварной куклы, пообщаться с ней и даже поиграть, при этом не подвергая риску оригинал (почтенную старушку, которая еще всех нас переживет). И к тому же репликантная красавица – всецело ваша: она не покрыта «пылью веков».


Марина Письменская, www.dollyshouse.ru
Екатерина Зиборова, www.dollplanet.ru

Благодарим за интервью Галину Ишимикли, www.artdoll.ru

В статье использованы фотографии:
Архивы выставки "Время Кукол", фотограф DollPlanet.ru Анна Харина
Кукла Marie Osmond - www.marieosmond.com
Кукла Мэри Беннер - www.marybenner.com
Детали для кукол-репликантов - www.dollsparts.com

АНТИКВАРНЫЕ КУКЛЫ И РЕПЛИКАНТЫ НА ФОРУМЕ DOLLPLANET.RU





Магазин оригинальных игрушек Sylvanian Club

Новости DollPlanet.ru




Forces of Destiny: Звездные Войны в кукольном формате | 02.06.2017
Игрушки по Звёздным Войнам были всегда. Экшн-фигурки, всевозможные модели и прочие радости для поклонников пришли на прилавки в 1977 году, вместе с выходом нового фильма. В 2017 году они выходят на новый уровень. Forces of Destiny - новая франшиза в рамках культовой саги, которая включает в себя серию кукол. Производить новую серию будут Hasbro.

>>

Shibajuku Girls, большие модницы из Австралии | 14.05.2017
Маделин Хантер (Madeleine Hunter, не путать с Мадлен Хэттер из Ever After High!) – не поп-дива, но готова потягаться с самой Гвен Стефани! Недавно Гвен, наконец, показала свою кукольную линейку Kuu Kuu Harajuku. Сегодня предлагаем взглянуть на другую аналогичную серию: Shibajuku Girls (Сибудзюку герлс). Куклы продаются уже год и пользуются значительным успехом, а Маделин не собирается останавливаться на достигнутом.  >>

ВРЕМЯ КУКОЛ №19. 24-28 мая, Санкт-Петербург | 07.05.2017
В последние дни весны главная выставка авторских кукол и мишек Тедди представляет новые коллекции российских мастеров, а также знакомит с экспозициями зарубежных художников, чьи куклы в Санкт-Петербурге можно увидеть только на "Времени кукол". На этот раз зрители увидят невероятные фарфоровые куклы 7 японских художников... >>

Японскую моду в массы! Kuu Kuu Harajuku от Гвен Стефани. | 05.05.2017
Поп-дива Гвен Стефани любит экстравагантные наряды и японскую уличную моду. Когда-то она уже оставила след в кукольном мире - в середине 2000х выходила её линейка кукол. В 2017 Гвен возвращается на полки игрушечных магазинов с новой линейкой Kuu Kuu Harajuku. Предлагаем первый взгляд на новых кукол от Mattel и Гвен Стефани. Что ждать от Гвен в этот раз? >>

Почему антикварная игрушка может стоить 100 000 долларов? | 25.04.2017
Как и любой коллекционный рынок, мир антикварных кукол сопровождают головокружительные взлеты и сокрушительные падения. "Это похоже на ветер или на моду," - признался Джей Лоу, глава кукольного направления Morphy Auctions в Денвере. - "Через десять лет люди могут устремиться совсем не за тем, чего хотят сейчас"... >>

7 лет добрых чудес с куклами Lalaloopsy. | 18.04.2017
Вот уже 7 лет необычные куклы с глазками-пуговками радуют детей и взрослых. С первого взгляда озорные героини покоряют сердца и не теряют популярности. Вы поняли, о ком речь? Конечно, это Lalaloopsy. Они появились в 2010 под именем Bitty Buttons, и быстро стали хитом. Куклы в стилистике тряпичных, простые, но оригинальные и бесконечно добрые – они всегда выделялись на фоне соседок по полкам, поэтому остались с нами надолго. >>

"Все лучшее - детям". Коллекция Сергея Романова. 31 марта - 13 августа, Москва | 14.04.2017
31 марта  в Малом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике «Коломенское» открылась  выставка «Все лучшее – детям. Игрушки 1950–1980 годов из коллекции Сергея Романова». Цель выставки – познакомить посетителей с историей советской  игрушки 50–80-х гг. XX века, показать игрушку как отражение культурных ценностей, элемент пропаганды, художественное произведение своей эпохи... >>

Первый взгляд на Hanazuki. Рождение новой луны. | 29.03.2017
Hanazuki: Full of Treasures - новая мультимедийная франшиза от Hasbro, стартовавшая в 2017 году. Насколько многообещающей она выглядит? Давайте посмотрим вместе. Модное визуальное исполнение и интересный самобытный мир, интерактивные игры и игрушки... На самом деле история Ханазуки насчитывает уже более 10 лет, а родиной по праву можно считать Голландию. Интересно узнать о неё больше? >>

Барби оживает! Что нового подарит нам кукла в 2017 году? | 27.03.2017
Лошадь на батарейках, умная голограмма в виде любимой куклы и другие чудеса технического прогресса: интерактивность сейчас в тренде, и Барби не отстаёт! Культовая кукла в этом году отпраздновала 58-летие, но не собирается на пенсию. Насколько удачными окажутся новые идеи – покажет время, мы же взглянем, что нового в 2017 году подарит нам Барби.

>>

«Счастливый» конец или новое начало? Monster High и Ever After High на Toy Fair 2017. | 14.03.2017
Правда ли, что этот год станет последним для Ever After High? И что Monster High тоже плавно движутся к закату? Эти вопросы сейчас волнуют многих.  Посмотрим, что нового Matytel представили на New York Toy Fair 2017 и попробуем лучше понять, насколько правдивы слухи. Monster High больше не входит в категорию ключевых брендов, но как это отразится на его судьбе? Этот и другие животрепещущие вопросы в новой статье.
>>

Tonner Doll и Phyn & Aero: большие новости от Роберта Тоннера | 11.03.2017
В 2016 году компании Tonner Doll Company исполнилось 25 лет. Четверть века - солидный возраст для кукольного бизнеса, и тем сложнее что-то радикально менять. Но Роберт Тоннер дерзнул: в своем декабрьском письме поклонникам он заявил, что оставляет лишь поп-культурных лицензионных кукол, а все наши любимые популярные линейки - Deja Vu, Ellowyne Wilde, Tyler Wentworth - уходят в прошлое... >>

Куклы к 8 марта: празднуем азарт, увлеченность и познание | 09.03.2017
Международный Женский День - про нежность, хрупкость и букеты? О нет, далеко не всегда, не везде и не для всех! Первоначальное значение 8 марта как дня солидарности женщин в борьбе за эмансипацию в России отошло на задний план, но для Запада по-прежнему характерно внимание к женской борьбе, проблемам дискриминации, вовлечению женщин в науку и политику... >>



С чем играют наши дети?


Современный родитель, который приходит в магазин за куклой для своей дочери, стоит перед непростым выбором. Мы расскажем вам о наиболее известных детских куклах современности, их особенностях и истории. И пусть каждая покупка будет радостью!

Чем порадовать малышку? Подарки для девочек

Кое-что о кукле Baby Born
Куклам Bratz 10 лет. Непотопляемая банда
Куклы Moxie Girlz. Светлая сторона Bratz
Куклы Monster High от Mattel. Монстры в школе!
Что стало с куклами Winx?
Куклы Paola Reina. Ванильные дети Испании
Lalaloopsy (Bitty Buttons). Глазки-пуговки
Загляните в раздел Куклы для детей!

Новостные ленты

Интернет-магазин коллекционных кукол в Москве


Официальные партнеры DollPlanet.ru



NRFB - кукла, никогда не вынимавшаяся из своей упаковки

Молд - уникальная лепка лица

Реборн - гиперреалистичная кукла-младенец

ОО - Outfit Only, "только одежда"

LE - ограниченный тираж куклы

Хотите узнать больше? СЛОВАРЬ КУКОЛЬНИКА от DollPlanet.ru - для вас!


Сайт о кукле Барби для взрослых