Компания Mattel обвиняет производителя кукол Bratz в воровстве.
Когда-то кукла Барби восседала на полках магазинов игрушек настоящей королевой. Теперь она вынуждена объявить войну незваным гостьям, посягнувшим на ее репутацию самой любимой куклы во всем мире. Барби, которая до сих пор отличалась неизменно безупречными манерами, созвала адвокатов, чтобы сразиться со своими главными соперницами - куклами Bratz. С появлением на рынке этих поклонниц хип-хопа, больших модниц, девчонок, своих в доску, популярность Барби стремительно пошла на убыль.
Компания Mattel, которая производит кукол Барби, обвиняет своего непосредственного конкурента - компанию MGA Entertainment - в краже своей «интеллектуальной инфраструктуры», включая секреты компании, бизнес-планы и 25 сотрудников, и в использовании всего этого добра для строительства империи Bratz, которая приносит $500 млн в год.
Компания Mattel утверждает, что заслуга создания кокетливых куколок Bratz, известных под именами Саша, Жасмин, Хлоя и Джейд, а также их друзей на самом деле принадлежит Барби. «Быстрый рост компании MGA не был естественным процессом, он был основан на краже, благодаря которой и появились куклы Bratz. После того как их противозаконная авантюра увенчалась успехом, компания MGA неоднократно совершала подобные поступки», - говорится в иске. Эта «игрушечная» война - безусловно, самое печальное событие с тех пор, как Барби ушла от Кена, который был ее другом на протяжении 45 лет, к австралийскому серферу по имени Блейн.
Компания Mattel заявляет, что права на кукол Bratz принадлежат ей, потому что идея их создания родилась у одного из ее дизайнеров, который в 2000 году перешел в компанию MGA. Mattel намерена судиться с дизайнером, а также с самой компанией MGA и ее исполнительным директором Исааком Ларианом, обвиняя их в нарушении авторских прав, присвоении производственных секретов и в мошенничестве.
Но виновным себя никто не признает. В интервью газете Sunday Telegraph Лариан сказал: «Это акт отчаяния. Mattel живет в выдуманном мире. Куклы Bratz им не принадлежат, и они это знают. Вся эта история сфабрикована компанией, которая была вынуждена сдать свои позиции на рынке. Я думаю, что Барби уже очень много лет. Детям хочется чего-то нового, и они нашли это в куклах Bratz, поэтому они хорошо продаются. А Барби пора на покой».
В MGA также говорят, что компания Mattel, которая хочет спасти честь своей стареющей красавицы, скопировала некоторые секреты красоты и одежды кукол Bratz, чтобы омолодить ее, и с их помощью создала новую серию кукол под названием My Scene.
По мнению MGA, компания Mattel занимается «серийным подражательством» и использует методы запугивания, принуждения и угроз против дистрибьюторов и розничных продавцов, чтобы помешать успеху кукол Bratz. «Новые куклы бросили вызов полувековому засилью кукол Барби на рынке игрушек. Раньше никто был не в состоянии это сделать, - говорится в заявлении компании MGA. - Но вместо честной конкурентной борьбы Mattel начала войну с использованием нечестных, несправедливых и антиконкурентных способов».
Барби (ее полное имя - Барбара Миллисент Робертс) впервые появилась на американской международной ярмарке игрушек 9 марта 1959 года. Сейчас этот день отмечается как ее день рождения. Она стала уникальным явлением - было время, когда каждую секунду в мире продавалось три куклы Барби.
Пытаясь доказать, что она не просто глупая блондинка, Барби была летчицей, астронавтом, врачом и даже кандидатом в президенты США. Она до сих пор остается самой продаваемой куклой в мире и приносит компании-производителю $1,9 млрд прибыли в год.
Но в последнее время объемы продаж Барби упали на 17% в год. Ей не удается угнаться за вкусами подрастающего поколения. В 2001 году в безмятежно-розовый мир Барби вторглись куклы Bratz. Они разных национальностей, у них яркий макияж, они одеты по последней моде, с декольте и голыми животами. По сравнению с ними 47-летняя Барби выглядит настоящей скромницей.
Как утверждает рекламный слоган, куклы Bratz - это девчонки «со страстью к моде», в противоположность Барби, которая гораздо консервативнее в одежде. К тому же куклы Bratz умеют стоять на ногах, а Барби - даже если она снимет туфельки на каблуках - это не удается. В 2005 году куклы Bratz, несмотря на то, что их критиковали за чересчур сексуальный имидж, впервые обошли Барби по объему продаж в Великобритании. Mattel нанесла ответный удар, разработав две новые модели.
Компания Mattel отказалась комментировать юридический спор. Лариан же заявил, что его куколки готовы дать Барби отпор. «Я думаю, что Mattel действительно доведены до отчаяния, и они получат хороший урок, - сказал он. - Мы не будем сидеть сложа руки и не позволим им нас запугать».
©The Sunday Telegraph, UK, 2006
14.12.2006 / ДЖЕКЬЮ ГОДДАРД / МАЙАМИ
Материал опубликован в "Газете" №231 от 15.12.2006г., www.gzt.ru