Isha Aran, www.fusion.net. Перевод Екатерины Зиборовой www.dollplanet.ru, 30.10.2015
Мнение автора данного материала может не совпадать с мнением редакции DollPlanet.ru
Если вы еще не слышали - Bratz, линейка ярко накрашенных большеголовых кукол, вернулась на полки магазинов после длительного "перерыва на брендинг". Все это происходит на фоне более чем десятилетних судебных тяжб между MGA и Mattel: Братц и Барби ожесточенно бьются за души маленьких девочек по всему миру.
Теперь Братц снова с нами. После двух лет работы над месседжем бренда, подвергавшегося постоянным нападкам на гиперженственность и сексуализацию кукол, компания MGA вывела в продажу шесть коллекций новых Братц, посвященных разным тематикам - от фитнеса до учебы за рубежом. И вот отличная новость: новые Братц - про приятие себя. Серьезно, новая мантра бренда - "отлично быть собой; отлично быть Братц".
Хотя постойте. Новые Братц выглядят в точности как старые Братц. Огромные головы, насмешливый прищур, губы в стиле Кайли Дженнер, ножки-спички с гигантскими ступнями. Очевидно, что перезапустили не столько самих Братц, сколько их упаковку, теперь пропагандирующую "внутреннюю силу".
Выдержка из пресс-релиза MGA Entertainment:
"Бренд Bratz всегда утверждал ценность самовыражения, индивидуальности, разнообразия, уверенности и креативности. Теперь Братц в переосмысленном образе, адресованном новому поколению девочек, дадут им возможность открыть для себя новые занятия и вдохновят на создание собственных миров, изучение себя и самовыражение".
Говорить об индивидуальности и разнообразии вообще забавно, если учесть, что все куклы делаются на основе одной и той же болванки с разным цветом кожи, волос и глаз. К тому же не покидает ощущение, что компания просто-напросто "перевела" бренд на ложнофеминистический язык. Посмотрите на обновленное видео Братц (к которому добавилось интерактивное приложение). Тут нам представляют персонажей.
Я просто оставлю это здесь, и я не уверена, что эти героини могут считаться ролевыми моделями. Так девочек описывает официальный сайт Bratz. (Текст ниже, очевидно, представляет собой анкеты кукол в вольном пересказе автора статьи; на сайте информации больше. - прим. DollPlanet.ru)
Джейд - задира со скейтбордом. Ее единственное неспортивное хобби - миксовать одежду и подбирать аутфиты в своем стиле деконструкции.
Ясмин - бохо-хиппи, занимается йогой и наверняка считает, что namaste - это глагол. Вполне возможно, она - самая глубокая из Братц, потому что она пишет стихи и сочиняет музыку, но ей еще нравится плести венки из цветов.
Хлое играет в футбол, но любит и, гм, шопинг. Ее девиз по жизни - "Живи. Смейся. Люби". Шарж, бурлеск.
Саша: в мире Братц она видит своей целью богатство и славу, которых собирается достичь актерской игрой. На светлой стороне - цикл видео про макияж на ютубе, так что предприимчивая Саша уже делает себе имя.
И наконец, милая дурашливая Рая в туфлях-бургерах (я бы тоже такие носила с удовольствием), которая любит глэмпинг, или "гламурный кемпинг".
Обратите внимание, что ни у одной из девушек не наблюдается увлечений, которые не подразумевали бы веселье с друзьями и заботу о своем внешнем виде. А это, особенно с учетом попытки что-то противопоставить гендерным игрушкам, совсем не супер.
Похоже, коллекция Study Abroad была запущена в качестве средства по усилению "академической" темы. Как мы узнаем, что девушки учились за границей? Вот Ясмин, которая училась в Бразилии, вернулась с сережками-ананасами, а Хлоя привезла из Китая чудную майку с пандой и нечто, оказавшееся сумочкой-печеньем с предсказаниями, что странно, учитывая, что печенья с предсказаниями даже не оттуда (хотя это спорное утверждение. - прим. DollPlanet.ru)
Тем временем, коллекция Fierce Fitness с обувью на плоской подошве, ковриками для йоги, относительно скромным макияжем и хештегами наподобие #IAmStrong (#ЯСильная) вполне может быть приятным отступлением от привычной эстетики Братц. С другой стороны, параллельно с ней запустили коллекцию #SelfieSnaps с фотобудкой. Я уверена, это придаст много-много сил девочкам, которых и так отовсюду бомбардируют утверждениями, что имидж - всё.
Основатель MGA Исаак Лариан рассказал Forbes, что в процессе подготовки перезапуска Bratz были проведены обширные исследования среди молодых женщин, в 2000-х игравших с этими куклами. (И кстати, тогда же он упомянул, что ни на секунду не верит, будто бы Братц могли подпитывать чье-нибудь недовольство своей внешностью). "С нами работают доктора, юристы, журналисты, и сейчас более, чем когда-либо, Братц вдохновляют девочек и делают их сильнее. Они могут создавать миры. Они верят, что быть собой хорошо. Они бесстрашные. В душе они независимы".
Но почему же ни одна из Братц не стремится стать доктором, юристом или журналистом? Почему Братц не воплощают мечты реальных девочек, которые с ними играли? Как будто в MGA наслушались просьб о более реалистичных и мотивирующих чертах своих кукол, а потом перекроили всю эту "внутреннюю силу" по своей мерке. Да, это очень вдохновляет - разрабатывать собственные дизайны платьев в C.I.Y. (Create It Yourself), еще одной игровой новинке. Но почему бы параллельно не обучить эту чертову Братц, скажем, кодить? И вообще думать о чем-то, кроме внешности?
Поддерживать бренд Bratz таким, каким он всегда был - одно дело. Но совсем другое - гордо демонстрировать все то же самое со списком новых хэштегов и звать это "внутренней силой". Шутить изволите? И да, на лого - все та же пара пухлых губок. (По крайней мере, на официальном сайте; лого новинок на коробках увенчаны только нимбом. - прим. DollPlanet.ru)
Так или иначе, все сводится к следующему. Вы могли бы со спокойной душой дать подобную куклу девочке от 5 до 12 лет? Хотела бы лично я укреплять веру пятилетки в то, что поколение сильных, свободомыслящих и незашоренных девочек немыслимо без селфи, кроп-топов и собственноручно разработанных платьев? Хех. Но, впрочем, мне было бы неуютно дарить ей и Барби.
АПДЕЙТ: представитель Bratz ответил на запрос Fusion о комментарии к этой публикации, объяснив, почему бренд не стал развиваться в "профессиональном" направлении:
"Братц не ограничивают себя выбором конкретных видов деятельности. Они свободны быть тем, кем хотят. Они веселые, свежие, бесстрашные и уверенные в себе. Каждая девушка имеет свою индивидуальность, собственные интересы, таланты, черты, оттенки кожи и предпочтения в одежде. Эти девушки любят быть собой и создавать собственные миры".
Но почему новые коллекции кукол настолько похожи на предыдущие?
"Не было цели изменить все особенности бренда Bratz. Зато было желание сохранить Bratz узнаваемыми - большая голова, большие ступни, страсть к моде. Поскольку у бренда обширная и преданная аудитория, Братц остались верны себе в главном. Изменения же коснулись личности персонажей, их интересов и увлечений, которые они разделяют с современными девушками".
Isha Aran, www.fusion.net. Перевод Екатерины Зиборовой www.dollplanet.ru
Фото www.bratz.com