Кэтрин Дьюи - американская художница, которая уже 25 лет посвящает себя созданию очаровательных фигурок людей, животных и сказочных существ из пластиков. Большинство ее скульптур - не выше 20 сантиметров, но они настолько ювелирно проработаны, что недочетов не найти даже под увеличительным стеклом!
На протяжении многих лет Кэтрин осваивала новые нюансы работы с материалом, экспериментируя с пластиками и общаясь с другими создателями авторской куклы и скульптуры. Кэтрин участвует в разработке учебных программ для курсов, на которых мастера совершенствуют свои навыки работы с пластиками, и щедро делится своими знаниями с начинающими кукольниками: ее перу принадлежат книги "Creating Life-Like Animals in Polymer Clay" ("Создание Реалистичных Животных из Полимерной Глины" - в России издана под названием "Научитесь лепить животных") и "Creating Life-Like Figures" ("Создание Реалистичных Фигур"), а на ее официальном сайте www.elvenwork.com можно взглянуть на ее работы и прочитать советы, которые художница дает начинающим художникам-кукольникам. Часть 1. Виды и свойства пластиков. Подготовка пластиков к работе. Инструменты. Каркас куклы.
Часть 2. Пропорции головы и тела человека. Моделирование фигурок животных. Пример работы над скульптурой животного.
Создание текстур
Изобразить на поверхности фигурки реалистичную текстуру - один из главных факторов успеха, если Вы хотите создать действительно реалистичную скульптуру! Неважно, какова задуманная Вами и продиктованная сюжетом поверхность - мех, перья, складки, даже бородавки - вся соль в детальности проработки. Попробуйте начать создание фактурной поверхности при помощи тех инструментов, которые у Вас есть - например, процарапайте волосы, мех или перья при помощи тонкой иголочки с легким нажимом на пластик. Возможно, это долго и утомительно - но сам процесс Вас многому научит. Если Вы освоили проработку подобных деталей непосредственно на изделии и имеете в планах создавать фигурки с использованием аналогичных фактур - логично сделать следующим шагом изготовление штампов, чтобы сберечь время и усилия для менее монотонной работы.
Штамп - это изготовленный из пластика и запеченный, зеркально отображенный фрагмент фактуры, которая будет наноситься на изделие легким надавливанием. Обычно фактура на рабочей поверхности штампа изготавливается художником, но можно и использовать подходящие уже готовые фрагменты из подручных материалов. Однако всё вышесказанное совершенно не означает, что нужно, изготовив штампы всех нужных Вам фрагментов, пользоваться только ими.
Вот несколько примеров штампов, которые могут Вам пригодиться:
(слева направо)
изготовление штампа путем продавливания ямок; штамп для меха, штамп для неровностей на коже, штамп-листик.
Совет. Чтобы штампы из полимерной глины во время работы не прилипали к поверхности изделия, нужно их дополнительно обрабатывать. Пластики, которые выпускает компания Polyform Products (Sculpey, Super Sculpey, Sculpey III, Premo) не растворяются водой, поэтому при работе с ними можно просто слегка намочить штамп. Пластики других производителей иногда становятся клейкими и вязкими при намокании, поэтому лучше припудрить штамп тальком.
Запекание (обжиг) кукол и фигурок из пластики
Изделия из пластика можно запекать несколько раз, и никаких негативных последствий у этого процесса не будет. Это свойство пластиков позволяет кукольнику защитить хрупкие и тонкие детали от сплющивания и повреждений при выпекании, заранее создавая для мелких элементов прочный "фундамент". Такой способ термической обработки, когда сначала создается базовая фигура, а к ней добавляются меньшие по размеру элементы, я называю "серийным запеканием".
Осторожно: внимательно отнеситесь к каждому этапу запекания, ведь после термической обработки Вы не сможете существенно изменить запеченное произведение. Например, делая куклу, Вы первым делом запекаете торс - спланируйте все детали, например, не забудьте проделать нужные пазы для проволочного каркаса в местах соединения туловища с головой, ногами и руками, которые будут прикреплены позже. Запеченный торс станет устойчивой основой, чтобы запечь остальные части тела, прикрепленные к нему позже.
Предварительно запекаются: глазные яблоки, хвосты птиц, крылья ангелов. Мне также удобнее "одевать" в одежду из пластика уже запеченную фигуру, особенно если я работаю с цветными пластиками. Совет: прежде чем прикреплять к готовой фигуре незапеченные элементы, нанесите на место соединения немножко жидкого растворителя для пластика. Самый доступный из таких растворителей - Sculpey Diluent - есть во многих магазинах товаров для художников, и подходит для работы с большинством марок полимерной глины. Растворитель укрепляет связь между соединенными элементами.
Температура запекания у всех марок полимерной глины разная, иногда она варьируется даже для разных цветов одного и того же пластика. Внимательно изучите инструкцию, прилагающуюся к пластику! Большинство пластиков запекается при температуре в среднем от 130 до 135 градусов по Цельсию. Если Вы не уверены в точности настроек Вашей плиты, приобретите хороший специализированный термометр. Полезное правило: по приближенным подсчетам, на нормальное запекание каждых 4-6 миллиметров толщины изделия (за вычетом внутреннего объемного каркаса из фольги) требуется примерно 20 минут - например, если Ваша скульптура покрыта 4-6-миллиметровым слоем полимерной глины, а всю остальную толщину составляет вышеупомянутый каркас, то и выпекать такую куклу нужно примерно 20 минут. Не забывайте внимательно следить за процессом запекания!
Роспись фигурки
Взгляните на цвет фигурки этой мыши: темно-коричневый цвет пластика служит основой для дальнейшей росписи и очень экономит краску - мне уже не понадобилось закрашивать фигурку фоновым цветом после запекания. Выбор правильного цвета пластика для Вашей скульптуры очень важен, особенно, если Вы используете акрил для росписи куклы или фигурки. Акриловые краски очень прозрачные, и для достижения "густого", глубокого цвета потребуется нанести несколько слоев. Эти слои, в свою очередь, могут "сгладить" мелкие рельефные детали, что, конечно, совсем не желательно.
Полимерные краски - одни из двух видов красок (помимо акрила), которые можно использовать для покраски фигурки. Для того, чтобы закрепить такую краску, нужно запечь расписанный предмет (примерно при 130 градусах 20минут). Чтобы создать полупрозрачные слои, нужно запекать изделие после нанесения каждого отдельного слоя. В отличие от акриловых красок, полимерные краски ложатся ровно, гладко, и на окрашенном изделии не остается следов от кисти. Но помните - эти краски не высыхают, пока их не обработают термически.
Необходимо знать, что масляные краски и краски для моделистов плохо реагируют с полимерными глинами! Компоненты этих красок проникают в структуру пластика и размягчают его. Поверхность в этом случае остается липкой.
Акриловые краски быстро сохнут, сравнительно недороги и сразу готовы к использованию. Если в росписи сделаны ошибки, можно отчистить нанесенную краску. Поэтому я рекомендую именно акрил. Это проверенные краски, постоянно работая с которыми, можно довольно быстро достичь высокого уровня мастерства.
Стандартные техники росписи: три техники - сухая кисть, "размывка" и детализация - сделают Вашу скульптуру более реалистичной. Каждая из техник создает свой собственный эффект. Умело комбинируйте их - и Ваше творение "оживет"!
Сухая кисть. Вы просто наносите краску щетинками кисти, обмакнутыми в акрил. Излишки краски удаляются с кисти бумажным полотенцем - это дополнительно подсушиват щетинки. Мазки должны быть легкими, ими прописываются фактурные детали скульптуры. На этом этапе работы не позволяйте краске "затекать" в узкие углубления и царапинки! Рисование сухой кистью смягчает текстуру волос, меха, перьев: на основе остается легкий след пигмента.
"Размывка". Это тонкий, прозрачный слой краски, которая покрывает мазки "сухой кисти" и проникает в царапинки и щели скульптуры, делая их слегка темнее. Цвет пластика - цвет основы - и цвет нижних слоев краски будут просвечивать через "размытые" слои, создавая глубокий, выразительный эффект.
Детализация. На этом этапе работы с цветом нужно использовать тонкую кисть: уделите внимание мелким деталям скульптуры. Если, работая сухой кистью и "размывкой", Вы закрасили глаза, то сейчас Вы сможете прорисовать их по-настоящему. Если Вы создаете фигурку животного, то сейчас самое время расписать его шкуру характерным рисунком. Тоненькой кистью можно выполнить и локальную "размывку" - например, расписывая ушки или рот. Лакировка глаз, рта, и иногда носа - тоже работа для тонкой кисти.
Автор Кэтрин Дьюи (Katherine Dewey), www.elvenwork.com
Перевод Екатерины Зиборовой, www.dollplanet.ru