Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru 28 апреля 2014
...Есть впечатление, что в последние 10-15 лет игровых кукол Барби все чаще покупают для маленьких девочек-дошкольниц. Розово-сиреневая цветовая гамма, неразнообразие дизайнов и определенная приторность образов выводят игровых Барби сотоварищи из фокуса внимания подрастающих "твинов", которым уже хочется чего-то более острого, модного и оригинального. И запуская новую линейку Monster High, компания Mattel вытянула счастливый билет: компания шарнирных монстров-школьников моментально завоевала симпатии девочек постарше, а также стала чрезвычайно востребованной у взрослых коллекционеров.
Мультсериал о Monster High раскрыл нюансы биографий персонажей, которые, как говорится, на лицо ужасные, но добрые внутри: характеры у них совершенно не "монстрячьи", а общий посыл сериала - это ценность дружбы, умения оставаться собой и находить со всеми общий язык. Но почему именно монстры? Ведь большинство детских мультфильмов так или иначе несет "разумное, доброе и вечное" без привлечения потусторонних сюжетов. В заглавной песне Monster High есть лаконичное и исчерпывающее объяснение: "A little strange, but so are you / don't you wanna be a monster too?" (немножко странные, но ведь и ты такой - не хочешь ли тоже быть монстром?"). Практически каждый ребенок в чем-то чувствует себя гадким утенком, а особенности внешности или немодные интересы могут спровоцировать издевательства сверстников. И тут герои Школы Монстров демонстрируют, что с проблемами можно справиться, не уронив себя, не опускаясь до подлостей и не впадая в отчаянье. Их наглядный пример, реализованный в игровой форме, отлично дополняет более традиционные способы поддержки духа ребенка, переживающего болезненный этап взросления. У Школы Монстров есть и чисто кукольные достоинства: отличная подвижность, подробно проработанные наряды и аксессуары, огромное разнообразие дизайнов и цветовая гамма, которая не ассоциируется с "розовым детством".
Впрочем, вряд ли возникали сомнения в том, что популярные куклы Monster High рано или поздно вызовут неприятие у части взрослых. На Западе в адрес Школы Монстров обычно звучат все те же обвинения, мишенью для которых десятилетия подряд становится Барби и ее аналоги: это "сексуализация детства", пропаганда неестественной худобы, культ шопинга и неуемного потребления, укрепление стереотипов. Например, блоггер Кэлли Бойсман выражает свое беспокойство так: "Вместо того, чтобы формировать у детей конструктивное представление о разных расах и этносах, проблемах с приятием себя в конфликте с жестко навязанными представлениями об идеальном теле, вопросах жизни ЛГБТ-детей и т.д. и т.п., Маттел всего-навсего породил очередную вымышленную вселенную, где живут легкомысленные, по большей части белые, богатые (каждая из трех главных героинь помешана на шопинге и у всех них знаменитые отцы) и постоянно думающие о мальчиках подростки. Школа Монстров - отнюдь не про сверхъестественное; это все та же старая история". Другой блогер, Элли Липкин, сожалеет об упускаемых возможностях и неуместном выпячивании гендерных стереотипов: "У бренда хорошие задатки. У него безусловно имеется потенциал, чтобы доносить до подростков идеи нормальности различий между людьми и более широких границ приятия. Но, увы, линейка Monster High все делает в точности до наоборот. Пять главных женских персонажей гуляют в туфлях на высоком каблуке и платформе, затягивают осиные талии и носят гиперженственные длинные прически [...] Очередное пережевывание тем популярности, моды, соперничества в группах, привлекательности в глазах мальчиков и вообще женственности/сексуальности приносит только разочарование. Давать девочкам понять, что эти ценности остаются незыблемыми даже в сверхъестественном мире - значит не только игнорировать творческий потенциал задумки, но и, что хуже, лишь укреплять твердыни стереотипов, которые сериал предположительно должен был расшатывать".
Российские критики Школы Монстров, как правило, сходятся с западными в неприятии кукол, которые одеты и накрашены "как проститутки". Но в нашей стране главная претензия к Monster High все же заключается в ином. Среди аргументов российских противников Monster High - недопустимость игр с "мертвецами", нарушение нравственных табу, привитие идей о "гламуре" загробной жизни и "нормальности" нечисти, насаждение культа смерти, пропаганда самоубийств, а порой и чуть ли не оправдание некрофилии. Кукол даже иногда обвиняют в попытке целенаправленного подрыва безопасности страны. Родители высказывают беспокойство и о том, какими вырастут дети, игравшие с модными скелетиками и вампирами. Ведь смерть, по словам критиков Monster High, подается как нечто обыденное и нетрагичное. Поэтому главными объектами родительского недовольства становятся персонажи, наиболее близкие к миру мертвых - Скелита Калаверас, вампир Дракулаура, мумия Клео де Нил, "заштопанная" Фрэнки Штейн; а вот кошкам Пуррсефоне и Мяулодии, оборотню Клодин Вульф, йети Эбби Боминейбл, девушке-растению Венере МакФлайтрэп, дочери морей Лагуне Блю и другим относительно нейтральным персонажам критики почти не уделяют внимания. Для кого-то и вовсе значимы лишь формальные "атрибуты нечисти" - в частности, нам встречался рассказ о том, что девочке согласились купить желанную Дракулауру с непременным условием стереть кукле вампирские клыки. Вообще же многим детям приходится изрядно потрудиться, чтобы выпросить у старших "монстряшку", и в соцсетях можно найти целые подборки советов, как добиться желаемого.
Особое негодование вызывает кроватка Дракулауры в форме гроба
Помимо экстравагантности образов Монстры "грешат" относительно высокими для российских реалий ценами. Одной куклой обычно дело не ограничивается, и детское увлечение имеет все шансы перерасти в бремя для семейного бюджета. Даже подделки под Monster High могут стоить 600-800 рублей - цена рядовой брендовой fashion-куклы в приличном магазине детских товаров.
Не так давно наиболее инициативные российские родители перешли в наступление. В 2014 году фонд «Уральский родительский комитет» направил уполномоченному по правам ребёнка РФ Павлу Астахову открытое письмо, где говорилось о возможных угрозах, исходящих от Monster High. Ссылаясь на тревогу многих родителей о душевном благополучии детей, "Уральский родительский комитет" запросил независимую экспертизу кукол Monster High, чтобы выявить особенности их воздействия на детскую психику. Трудно не признать, что чем больше масштабных, разносторонних и долгосрочных
исследований будет проведено и чем больше будет собрано обоснованных и
непредвзятых научных мнений по вопросу влияния тех или иных игрушек на
детей, тем более конструктивную позицию по отношению к ним смогут
выработать люди. Но проблема для преданных фанатов Monster High заключается в том, что при определенном исходе этих кукол могут запретить к продаже в России. На момент написания этого материала пока не известно, чем закончилась экспертиза Monster High, но поклонницы Monster High реагируют на перспективу запрета испуганно, а порой откровенно враждебно. Редакция канала сообщила, что им пришло несколько крайне
недоброжелательных писем от девочек, оскорбленных претензиями к их
любимцам. Дошло до того, что (предположительно) усилиями возмущенных подростков был закрыт аккаунт екатеринбургского телеканала Студия-41 на Youtube, чьи репортажи о любимых куклах показались молодому поколению некорректными.
По данным Интернет-СМИ, в марте к "Уральскому родительскому комитету" присоединилась группа родителей из Тулы. Они обратились к губернатору области Владимиру Сергеевичу Груздеву с просьбой прекратить рекламу и продажу кукол Школы Монстров и прочих игрушек, изображающих бесов и чудовищ. "Продажа таких игрушек - нарушение Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", нарушение закона о защите религиозных чувств верующих и разрушение традиционных духовных ценностей, о необходимости сохранения которых сказано в президентском послании В.В.Путина 12.12.2013", - говорится в письме, процитированном на сайте Tgrcom.ru в конце марта 2014 года.
Конечно, поклонникам игрушек не хотелось бы увидеть запрет на Монстер Хай в действии, ведь сейчас в Россию поставляется широкий ассортимент и жителям крупных городов удобно покупать любимых кукол "по месту жительства". Однако даже если кукол запретят, Школа Монстров останется доступной для всех желающих на вторичном рынке и в многочисленных Интернет-магазинах Запада - не говоря уже о возможности покупать кукол с оказией во время поездок по Европе и США или шопинг-турах жителей приграничных городов.
В контексте текущих событий вспоминается процитированная Линор Горалик в "Полой Женщине" шутка: "И только когда в нашу жизнь пришли покемоны, мы поняли, как нам было хорошо с тобой, милая, добрая, красивая и недорогая Барби!" Сейчас кажется, что даже Покемоны не оказались в глазах общественности столь неоднозначными, как ученики Школы Монстров, которых так полюбили девочки и так испугались их родители.
Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru