Марина Письменская www.dollyshouse.ru, Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru. 19 октября 2013
Современный кукольный рынок предоставляет нам возможность выбирать из огромного разнообразия коллекционных кукол. Здесь и ультралимитированные куклы-дети ручной работы, и элегантные fashion dolls на любой вкус и кошелек, и всевозможные BJD, и гиперреалистичные младенцы-реборны, и даже мертвые куклы Living Dead Dolls для любителей жанра хоррор. Перечислять можно долго, но всех этих кукол объединяет одно: они предназначены исключительно для взрослых. Поэтому производителям не надо думать ни о "выносливости", ни о педагогичности кукол. Главное - проработка деталей, эстетика, оригинальная концепция и актуальность.
Однако даже в условиях упоительного разнообразия оригинальных дизайнерских игрушек для взрослых коллекционеров десятки тысяч людей предпочитают покупать старых кукол - тех самых, которых дети ушедшего века находили под ёлкой, катали в тряских металлических колясках и купали в ванночках. Винтажные игрушки, невзрачные и "морально устаревшие" в глазах большинства собирателей "престижных" современных брендов или дорогих антикварных кукол, для многих коллекционеров оказываются намного ценнее, чем любая редкая Заверушински или Хильдегард Гюнцель...
Фрагмент собрания винтажных игрушек Сергея Романова. Фото Яны Юринсон
Французская кукла Bella, модель "Annie"
С чем едят винтаж?
Термином "винтаж" мы обязаны виноделию, хотя, вопреки распространенному мнению, винтажное вино - в большинстве случаев не элитное старое вино, а всего лишь вино, изготовленное в определенном году: вино считается винтажным, если на этикетке указан год сбора урожая. Однако в последние годы определение "винтажный" постоянно звучит по отношению к старой одежде, аксессуарам, предметам интерьера или игрушкам. Волна интереса к винтажу пришла к нам с Запада, где люди давно научились находить в своей жизни достойное применение "хорошо забытому старому", извлеченному с чердака или купленному на гаражной распродаже. В отличие от общепризнанных ценностей (сумочка Louis Vuitton, кукла Hildegard Gunzel), винтаж балансирует на тонкой грани между коллекционным объектом и хламом. Если у Вас в руках дерматиновая сумочка шестидесятых годов и она не нужна - это старьё, которое окажется на помойке. Но если Вы ценитель винтажной одежды, то для Вас это объект коллекционирования. Если у Вас завалялась кукла 50-х, для Вас это либо всё тот же ненужный хлам, либо сентитментальная ценность (вспоминается голубое небо, старый двор и тряская колясочка), а для коллекционера кукол - объект коллекционирования. То есть, можно заключить, что винтаж - это "старый хлам, который нужен мне". И когда таких "мне" становится много, то вещь переходит из категории "хлама" в категорию "ценный и/или дорогой объект коллекционирования" и вокруг него формируется рынок и коммуникации. Постепенно накапливается информация, формируется престиж, а по прошествии определенного времени "винтаж" превращается в "антиквариат". Собственно, те антикварные куклы, которые сейчас продаются за рекордные цены на аукционах и хранятся в музеях - это не более чем "старые игрушки" тех людей, которые начали собирать их в 30-х годах XX века.
При всей популярности явления, определение винтажа все еще довольно расплывчато. На бытовом уровне люди часто считают, что "винтажное" - это "родом из детства", независимо от того, на какие годы их детство пришлось. Так, например, долгое время в России под определением "винтажные Барби" подразумевались совсем не те куклы, что на Западе, а "Барби нашего (постсоветского) детства". Однако на Западе ситуация не лучше: западные коллекционеры винтажа вынуждены продираться через сотни лотов с современными вещами на eBay, помеченных "vintage". Ведь многие продавцы считают: сделанный не вчера - значит, несовременный, винтажный.
Как правило, вещь считается винтажной, если она сделана не менее 30 лет назад. Существуют различные мнения насчет того, в какой момент она перестает считаться винтажом и переходит в категорию антиквариата (в России - обычно от 50 до 60 лет). Сейчас в России кукла считается винтажной, если она сделана после Второй Мировой Войны и до распада СССР. В основном это, конечно, касается советских кукол и восточногерманских кукол (немок из ГДР), так или иначе появлявшихся на прилавках магазинов или же привезенных выездными русскими. Что касается мирового рынка, то существует очень условное общее правило, согласно которому вещи до 1920 года (или вещи столетней давности) можно считать антиквариатом, а вещи 1920-1960 годов - винтажом. Впрочем, это правило редко срабатывает на практике.

Советские куклы фабрики Ленигрушка: "Володька" скульптора Льва Сморгона (1965 г.) и более поздняя кукла. Фото и информация lutka. Liisa дополняет: автор второй куклы - однокурсница Сморгона, Марианна Мотовилова; ей посвящена книга Дарьи Соболевой
Набор маленьких немецких куколок ARI. Куклы выпущены предположительно не позднее ранних 1970-х. Фото и информация goldy

Пупс побольше - ГДР, возможно ARI. Целлулоидный пупсик с прижатыми к тельцу ручками покупался как советский и должен был сидеть в тазике или ванночке - аналоги таких пупсиков, произведенные в других странах, встречаются на Ebay. Например, японские, побольше ростом. (Liisa дополняет: скорее всего, он ленинградский, только не Ленигрушка, а Охтинский хим.комбинат - на спинке тогда должно быть клеймо ОХК). Мебель: стол и стул - ГДР; самовар предположительно СССР; стул, гриб, цветок, лошадка - современный японский Re-ment. Фото и информация poodlefifi
Винтажные игрушки как свидетели эпохи
Винтажные куклы и игрушки - это прежде всего предметы бытовой и детской игровой культуры, изначально не предназначенные для коллекционирования. Имевшие чисто утилитарное предназначение, они приобретают ценность лишь по мере взросления тех детей, кто в них играл. Поколение формирует спрос – и, соответственно, рынок. А уже потом к сформированному сообществу "подтягиваются" исследователи, историки и заинтересовавшиеся этим направлением коллекционирования люди.
Игропром чрезвычайно подвержен моде, и каждый год появляются сотни новинок. Лишь немногие из них становятся хитами, но даже у успешных игрушек зачастую очень короткая жизнь. И не только физическая (дети ломают игрушки), но и социальная. Вспомним хотя бы некогда ультрапопулярные американские игрушки - такие, как He Man в розовых лосинах, чудовищный антропоморфный изюм California Raisins или очень странную куклу Little Miss No Name. Такие игрушки гораздо точнее характеризуют свое время, нежели многие более "живучие" вещи - холодильник каждый год не меняют.
Детская игровая культура очень точно отражает социальные и культурные характеристики эпохи, превалирующую идеологию и эстетические установки общества. Поэтому музеи игрушек нередко экспонируют как антиквариат, так и винтажных, и даже современных кукол - например, музей Виктории и Альберта в Великобритании.
Немецкий пупсик Hertwig, бисквит, до 1958 г. Коляска EASS (возможно, буквы читаются в другой последовательности). Фото и информация goldy

Кот из полиэтилена, СССР. Похожие коты выпускались с "бегающими" глазами. Фото и информация poodlefifi
Приблизительная типология винтажных кукол
Территориальный признак. Коллекционеры винтажа в России отдают предпочтение куклам своего детства, то есть советским куклам и немецким куклам. Аналогичный принцип собирания "кукол детства" работает в других странах: американцы собирают Madame Alexander, Ginny, кукол от Ideal и винтажных Барби, французы - SFBJ, Petitcollin и т.д. Таким образом, один из основных принципов классификации винтажных кукол - региональный. Однако коллекционирование "чужого детства" также популярно. Мы не раз слышали примерно следующее: "В детстве у меня была Мечта о Кукле, но такой Куклы просто не существовало в природе. И только когда я выросла, выяснилось, что в Америке (Японии, Германии и т.д.) в годы моего детства делали именно таких Кукол Мечты. Конечно, я начала их покупать себе".
Материалы. Кукольная промышленность не стояла на месте, и в XX веке произошло несколько малых технологических революций, которые нашли отражение в игропроме. Во второй половине века для изготовления кукол использовались главным образом композит, целлулоид (и его аналоги, как, например, тортулон), полиэтилен, текстиль, твердый пластик и, наконец, винил. Все эти материалы обладают собственными уникальными характеристиками, отражающимися на стилистике кукол и тактильных ощущениях от общения с ними. Поэтому собиратели могут отдавать предпочтение определенному материалу - хотя конечно, вряд ли существуют коллекционеры, которые никогда не делают исключений в пользу понравившейся куклы.
Хронология. Винтаж - растяжимое понятие, которое охватывает несколько поколений коллекционеров. Американские куклы 50-х имеют мало общего с советскими куклами 70-х и ничего общего с японским винтажом 80-х, и тем не менее, всё это - "винтажные куклы".
Тип кукол. Если человек любит Барби, он скорее купит Tammy 60-х или Miss Revlon 50-х, нежели Schildkrot или Kathe Kruse. Так что здесь действуют общие предпочтения, и присутствуют те же два глобальных лагеря, что и в кукольном коллекционировании в целом: любители взрослых fashion-кукол и поклонники кукол-детей.
С теорией коллекционирования винтажа, как мы видим, все выглядит гладко. Однако на практике коллекционер сталкивается с целым рядом сложностей.

Немецкая кукла MiGe кукла. Датируется скорее всего началом 60-х, о них есть упоминание в каталоге Лейпцигской ярмарки 1964 года. Фото и информация goldy
Немецкие куклы-"кривоножки" в родных костюмах из фетра и трикотажа. Фото и информация poodlefifi

"Ходящая" кукла Walking Jamie, подруга Барби. 1970-1972 г., Mattel
Проблемы винтажного коллекционирования
Статус. Винтажные куклы не воспринимаются окружающими как "престижные". Это не антикварные куклы "царских времен", не ультрамодные азиатские "шарнирки", не лимитированные дизайнерские fashion-куклы и не авторские куклы в единственном экземпляре. Чаще всего коллекционер винтажа выглядит в глазах окружающих безобидным фриком, который "в детстве не наигрался". Не способствует престижу этого вида коллекционирования и тот факт, что важным источником винтажных артефактов являются блошиные рынки, сараи, детские сады и даже помойки, а состояние кукол обычно оставляет желать лучшего. Такие куклы зачастую требуют серьезной реставрации. Глядя на винтажистов, люди со стороны и коллекционеры "престижных" брендов задаются вопросом: зачем вообще собирать, изучать и реставрировать дешевых пластмассовых кукол, которые выходили миллионными тиражами и стоили относительно недорого?
Сохранность винтажных кукол. Многие антикварные куклы сохранились намного лучше, чем винтажные. Нарядные фарфоровые куклы редко были повседневной игрушкой. Многие родители давали детям играть с такими куклами ограниченно и только под присмотром старших. Это абсолютно не касается промышленных кукол XX века, которые были предназначены для активной игры и, соответственно, "заигрывания". В большинстве случаев винтажные куклы страдают от "детских болезней": остриженные волосы, обгрызенные пальцы и прогрызенные пятки, фломастерный "макияж", сломанные глазные механизмы и т.д. К тому же материалы, из которых делались эти куклы, гораздо недолговечнее фарфора антикварных кукол. Композит облупляется и становится хрупким, целлулоид трескается и легко воспламеняется, винил вступает в химические реакции (кукла "потеет", винил подплавляется, от сережек зеленеют уши...) Купить винтажную куклу в отличном состоянии, и тем более в родной коробке, очень сложно и достаточно дорого. И если в Америке и отчасти в Европе многие дальновидные коллекционеры антикварных кукол покупали самые интересные образцы современного игропрома (и, естественно, не отдавали их детям), то невозможно представить обычную советскую женщину, которая со своей скромной зарплаты покупает "лишнюю" куклу и ставит ее в витрину просто потому, что ей самой нравятся куклы. Соответственно, кукольное коллекционирование в стране отсутствовало как таковое, поэтому в российских коллекциях почти не встретить советскую куклу в "родной" упаковке или "родном" платье. Цена куклы, одетой во "все свое", может быть в десять раз больше цены такой же куклы без одежды.
Проблемы идентификации. Если с американскими куклами всё более или менее понятно (достаточно посмотреть, сколько книг и прайс-гидов опубликовано современными исследователями в США), то каталоги клейм и молдов советских и немецких кукол составляются энтузиастами в Интернете, информация о винтаже собирается по крупицам, коллекционеры разыскивают старые журналы с рекламой и раритетные каталоги предприятий, опрашивают родных и знакомых. Вряд ли в советское время кто-то мог предположить, что типовые резиновые Аленки станут объектом коллекционирования, и производители не особенно заботились о каталогизации продукции (а порой и о ее маркировке). То же относится ко многим немецким фабрикам, особенно к тем, что помельче. Также известно, что совершенно разными фабриками могли выпускаться очень похожие куклы, или одна и та же кукла могла комплектоваться продукцией разных фабрик. Так, например, одному из авторов статьи однажды довелось идентифицировать винтажную немецкую куклу. Кроме множества цифр на затылке, у куклы не было никаких опознавательных знаков, но на подошвах "родной" обуви обнаружилось характерное клеймо. Клеймо было опознано, и куклу можно было бы отнести к продукции этой фирмы - если бы опытный коллекционер винтажа не подсказал: клеймо данной фабрики еще не значит, что конкретная кукла была выпущена именно там, поскольку фабрика "обувала" кукол сразу нескольких немецких фирм. Поэтому идентификация винтажной куклы (особенно если она досталась вам без фирменной упаковки) может превратиться в целую детективную историю.
Цены и ценообразование. В то время как желающие купить или продать американский антиквариат и винтаж большинства известных фирм-производителей могут свериться с многочисленными прайс-гидами и/или получить экспертную оценку, то рыночное ценообразование в сегменте советских и немецких винтажных кукол носит во многом спонтанный характер. У этого есть, однако, положительная сторона - возможность купить винтажных кукол очень дешево или получить даром (что практически невообразимо, когда речь идет, например, о винтажных Barbie или Cissy). В глазах большинства людей куклы этого времени попросту не имеют никакой ценности, кроме сентиментальной, и их не жалко отдать даром или за символическую плату 100-200 рублей.
Рынок советских и винтажных немецких кукол сейчас проходит через долгий и порой болезненный процесс "самоопределения". Однако и на таком молодом рынке уже есть свои хиты. Так, например, среди кукол СССР большой популярностью пользуются куклы середины двадцатого века, выпущенные на фабрике "Охтален" по эскизам Льва Сморгона. Эти дизайнерские игрушки, оригинальные и эстетичные даже по современным меркам, отличаются нестандартными конструктивными решениями, свежестью взгляда и мастерской стилизацией, которая ничуть не умаляет миловидности кукол. Стоимость таких кукол может начинаться с 1000-2000 рублей и доходить до 150000-20000 рублей - внушительная цена за "хлам".
Немецкие малыши в чемоданчиках Hertwig, но уже не маркированные, выпущены предположительно после 1958 года (VEB Zierkeramik - таково название национализированной фабрики). Возможно, начало 1960-х. Фото и информация goldy
Итак, рынок кукольного винтажа в России продолжает расти и развиваться. Торговая площадка Молоток.Ру за последние годы стала главным русскоязычным Интернет-ресурсом, где можно купить винтажные игрушки - здесь на продажу выставлены тысячи лотов, которые могут заинтересовать коллекционера советских или немецких "кукол нашего детства". Их можно все чаще встретить на крупных международных выставках - петербургском "Времени Кукол", московском Салоне и Искусстве Куклы, в галерее "Пространство Кукол" и антикварных магазинах обеих столиц, и это также является веским доказательством роста их популярности среди российских собирателей. Благодаря выставкам и многочисленным публикациям в Интернете к винтажу обращается все больше людей - и те, кто мечтает вернуть себе частичку далекого детства, и даже те, кто раньше совсем не интересовался куклами советского времени. Ведь коллекционирование винтажных кукол - это не только ностальгия, но и азарт "искателя сокровищ", и культурологический интерес, и огромное поле для исследования игрушек, чья история по-прежнему полна белых пятен.
Марина Письменская www.dollyshouse.ru, Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru